Темы: Гиюр, Моше, Брит мила, Опасность, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав. Вопрос по прошлой недельной главе. Что там за ангел хотел убить Моше? И это сразу после встречи со Вс-ним, где было обещано величие и успех? Комментируют, что смерть Моше заслужил, не сделав обрезание сыну. У него сын от нееврейки. Вообще-то, по словам Торы, нужно обрезать всех мужчин в доме на 8 день, почему же тогда детей от неевреек не обрезают? И потом, Иешуа приказал сделать обрезание всему Израилю перед завоеванием Святой Земли. Значит, они ходили по пустыне необрезанные? Комментируют, что в дороге можно с энтим повременить, а в Святой Земле без этого — никак. Но Моше тоже был в дороге из Мидьяна и шел таки не в Святую Землю, а в Мицраим. Шломо
Шалом, уважаемый Шломо!
В Вашем вопросе есть несколько частей, не связанных друг с другом, попробуем ответить на них по отдельности, чуть изменив порядок.
1. О том, что Всевышний так строго отнесся к тому, что Моше не сделал обрезание сыну вовремя. Вы пишете: после того, как Моше было обещано величие. Именно после этого и могла произойти наша история — ведь величие внешнее может быть обещано только тому, кто обладает величием внутренним. Следовательно, и спрос с праведника строже, чем с обычного человека. Вкратце, дело было в следующем: Всевышний, возможно, и не намеревался на самом деле уничтожить Моше в тот момент (иначе Он сделал бы это), но специально отправил ангела в виде змея, дабы намекнуть Моше, что он подвергает свою жизнь опасности.
А почему Моше действительно пренебрег (как это может показаться) такой важной заповедью? Объясняют мудрецы в трактате Нэдарим (31 б): Моше рассудил, что раз ему нельзя задерживаться в дороге (шутка ли, он идет выводить еврейский народ из египетского рабства по велению Творца, медлить нельзя ни минуты), то обрезание сына придется отложить до тех времен, когда можно будет обеспечить ему три дня покоя после этого. Однако, по словам комментаторов, гостиница находилась достаточно близко к египетской границе и опасность была преувеличена — откладывать исполнение заповеди не следовало. Комментаторы добавляют, что Моше был занят устройством семьи на ночлег, и, возможно, из-за этого ошибочно отложил обрезание. Предыдущий комментарий содержит ответ и на другой Ваш вопрос:
2. Действительно, дальняя дорога обычно опасна для больных, к которым приравниваются те, кому сделана операция обрезания, поэтому (но и только, а вовсе не по причине пребывания вне Земли Израиля[1]) в пустыне сыны Израиля имели право отложить исполнение этой заповеди. Однако дорога, которая предстояла Моше, не была столь долгой, и поэтому промедлению не было оправдания.
3. Вы пишете: У него сын от нееврейки. Это не совсем так — до дарования Торы понятие «еврей» означало только: человек, отринувший идолов и признавший Единого Б-га. Наши праотцы женились, безусловно, только на таких женщинах, и Ципора с тем же правом могла считаться еврейкой, что и Сара, Ривка, Лея, Рахель, Тамар, Батья (дочь фараона, присоединившаяся к еврейскому народу) и многие другие праведницы.
4. Безусловно, детей неевреек не нужно обрезать, так как они не являются евреями по Закону Торы, и, соответственно, они не обязаны соблюдать заповедь обрезания. А выражение «все мужчины в доме» означает, что, кроме сыновей, следует обрезать кнаанейских рабов, которые обязаны соблюдать существенную часть еврейских заповедей, в том числе и обрезание.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Даже те комментаторы, которые считали, что истинным исполнением заповедей является их исполнение в Земле Израиля, а за границей это лишь подготовка, вовсе не имели в виду освободить кого-либо живущего вне Земли Израиля от исполнения заповедей на практике. Ведь в Торе не сказано, что обязанность исполнять их лежит только на жителях Земли Израиля. Поэтому речь могла идти только о глубоком духовном значении заповедей, исполняемых в том или ином месте.
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Аврааму сказано, что только для семени, которое считается его потомством, Вс-вышний «будет Б-гом» — исключая потомство от нееврейки)
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.