Из цикла «Хроника поколений», темы: Нимрод, Испытания, Идолопоклонство, Авраам, Рав Александр Кац
Творец открыл нашему праотцу Аврааму: «все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками». Вот несколько примеров: Авраам спустился в Египет из-за голода — и его потомки спустились в Египте из-за голода; Авраам сражался с четырьмя царями — и против народа Израиля в будущем, в конце дней, объединятся все цари, как сказано (Теилим 2:2): «Восстали земные цари, и правители объединились в заговор против Б-га и Его Машиаха» (Танхума, Лех 9). И как Аврааму в войне против четырех царей было дано великое избавление, так и в будущем, когда четыре царства будут пытаться уничтожить народ Израиля, в конце человеческой истории он их одолеет (Берешит раба 42:2, Матнот кеуна).
Великий знаток сокровенного учения раби Моше бен Нахман (Рамбан) сформулировал этот принцип в более общей форме: все, что происходит с отцами, — «знак для сыновей». «В Торе, — отмечает Рамбан, — подробно рассказывается о путешествиях праотцев или о рытье колодцев, а также о многих других подобных событиях, и может показаться, что это лишние подробности, от которых нет пользы, — однако все они содержат предсказания будущего. И когда что-либо происходит с одним из трех пророков, которые были нашими праотцами, вдумайся в это, чтобы узнать, какие события предопределены для их потомков» (Рамбан, Берешит 12:6).
И еще, по словам Талмуда, первые шесть дней Творения заключают в себе, как в зародыше, всю историю Вселенной, которая будет продолжаться шесть тысяч лет (Рош ашана 31а). И подобно тому, как в первые два дня Творения вся земля еще была заполнена водой и ничего не было завершено, так и первые два тысячелетия истории наши мудрецы называют духовным «хаосом» (תֹהוּ) — потому что еще не была дана Тора (Авода зара 9а, Раши). Но на третий день Творения появилась суша, и на ней произросли растения, которые дали плоды, — и это соответствует третьему тысячелетию истории, которое началось, когда праотцу Аврааму было 52 года. Именно тогда он стал открыто проповедовать веру в единого Б-га, а впоследствии вокруг него «собрались тысячи и десятки тысяч учеников» (Рамбам, Законы идолопоклонства 1:3). Авраам сумел передать свою веру сыну Ицхаку, а затем внуку Яакову, прозванному Исраэль (Израиль). А спустя несколько поколений их потомки, сыны Израиля, получили Тору у горы Синай и стали выполнять ее заповеди — и «это соответствует плодам, которые появились в мире на третий день Творения» (Рамбан, Берешит 2:3).
Авраам бен Терах (אברהם אבינו; 1948—2123 гг. от Сотворения мира /1812—1637 гг. до н.э./) — великий мудрец, праведник и пророк, первый из праотцев народа Израиля.
В нем воплотилась душа первого человека — Адама (см.) (Седер адорот). По свидетельству мидраша, первым человеком должен был стать именно Авраам, но из опасения, что, если он согрешит, это уже некому будет исправить, Всевышний сотворил прежде Адама, — чтобы, если тот совершит грех, явился бы в мир Авраам и сумел бы искупить его (Берешит раба 14:6; Шохер тов 34).
Его дед Нахор был праправнуком Эвера (см.), который, в свою очередь, был правнуком Шема (см.) и праправнуком Ноаха (см.), родоначальника современного человечества.
Родился 10 тишрея 1948 года, в день Йом кипура. По другой версии, дата его рождения — 13 нисана (Рош ашана 10б-11а; Ягель либейну 40). Местом его рождения было междуречье Тигра (Хидекеля) и Евфрата — по ряду авторитетных мнений, город Кута (Рамбан, Берешит 11:28; Седер адорот). А некоторые считают, что он родился южнее, на противоположном берегу Евфрата, в городе Ур Касдим (Ибн Эзра, Берешит 11:26).
Его отцу Тераху, сыну Нахора, при его рождении было 70 лет (Берешит 11:26). Его мать звали Амтелай, дочь Карнево (Бава батра 91а; Сефер аяшар), а новорожденный получил имя Аврам (Берешит 11:26).
Незадолго до рождения этого сына Терах стал главным визирем царя Нимрода, который властвовал в тот период над всем человечеством. В ночь, когда ребенок появился на свет, астрологи и маги Нимрода увидели на небе знамение: большая комета стремительно пролетела по небосклону и «поглотила» четыре другие звезды. Астрологи предсказали царю, что родившийся ребенок достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Терах принес ему младенца, намереваясь безотлагательно умертвить опасного конкурента, — но чадолюбивый отец обманул его, подменив Аврама на новорожденного сына рабыни. Царь своей рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Тераха за преданность. А тем временем Терах спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни. Это многолетнее пребывание в тайном укрытии стало первым испытанием, которым Творец испытывал Аврама (Пиркей дераби Элиэзер 26; Сефер аяшар; Раши, Авот 5:3).
До десяти лет ребенок прожил в пещере. В три года он впервые «познал Творца» (Недарим 32а; Сефер аяшар; Седер адорот). Однажды, когда ему в первый раз разрешили выйти из пещеры к реке, он увидел восходящее солнце и решил, что это и есть Владыка мира. Он молился солнцу в течение всего дня, но вечером оно исчезло за горизонтом. Однако вместо него на небе появилась луна в сопровождении множества звезд — и Аврам заключил, что именно луна управляет всем на земле, а звезды являются ее слугами. В ту ночь ребенок молился луне — но утром она исчезла, и опять появилось солнце. Наблюдая всё это, Аврам пришел к выводу: в мире есть единая и высшая сила, которая создала и солнце, и луну, и его самого (Зоар 1, 86а). «Ребенок был совсем еще мал, когда начал глубоко задумываться, — пишет об этом периоде жизни праотца Авраама Рамбам. — Он размышлял днями и ночами и был поражен: как это возможно, что планеты и звезды непрерывно вращаются по своим орбитам, если нет никакого, кто бы их вращал, — ведь не могут же они вращать себя сами?! И не было у него наставника, и никто не мог направить его. Он был окружен примитивными звездопоклонниками: и его родители, и весь народ преклонялись перед созвездиями и различными природными силами, и он — вместе со всеми. Но сердце мальчика терзали сомнения — до тех пор, пока он не нащупал путь к истине, познав, что есть единственный Б-г, который приводит в движение небесные сферы, и что этот Б-г сотворил Вселенную, и нет в мире никакой силы, кроме Него. И он понял, что весь мир ошибается, преклоняясь перед силами природы и созвездиями» (Законы идолопоклонства 1:3).
В эти годы подданные царя Нимрода возводили гигантскую башню в городе Бавель (Вавилон). Это величайшее сооружение было призвано установить оккультную власть Нимрода не только над силами природы, но и над высшими духовными мирами (Санхедрин 109а; р. Хаим Виталь, Ликутей Тора; Эц Йосеф, Берешит раба 38:8; Мимаамаким 1). Более того, Нимрод объявил самого себя «Б-гом» и установил особый культ поклонения себе (Мидраш агадоль, Берешит 11:28; Оцар ишей аТанах, Нимрод). И только несколько благочестивых людей — Ноах, его сын Шем и праправнук Эвер — отдалились от всего человечества, сохранив веру в единого Творца (Сефер аяшар; Рамбам, Законы идолопоклонства 1:2).
В 1958 году (1802 г. до н.э.) десятилетний Аврам покинул свое убежище и поселился в доме Ноаха, где в течение 39 лет учился у него, а также у Шема и Эвера, перенимая сокровенную традицию, идущую от первого человека — Адама (Сефер аяшар; Кузари 1:95; Зоар хадаш 22; Седер адорот).
В 1996 году /1764 г. до н.э./ подданные царя Нимрода, подчиняясь воле Творца, были вынуждены прекратить строительство вавилонской башни — и они расселились «по лицу земли» (Берешит 11:8—9; Седер олам раба 1; Седер олам зута 1:2). В том же году, в возрасте сорока восьми лет, Аврам пережил глубокое духовное озарение, связанное с постижением абсолютной власти Творца над миром (Берешит раба 64:4; Седер адорот).
А год спустя, в 1997 году /1763 до н.э./, Аврам покинул общину Ноаха. В 1998 году, в возрасте пятидесяти лет, он возвратился в Ур Касдим, в дом отца, который по-прежнему оставался главным визирем и полководцем царя Нимрода (Сефер аяшар; Седер адорот). Вместе с тем, Терах являлся жрецом вавилонских культов: в его доме изготовляли и продавали идолов (Берешит раба 38:13; Оцар ишей аТанах, Терах).
Однажды в отсутствие отца Аврам разбил всех многочисленных божков и идолов, наполняющих его дом, кроме самого крупного, и вложил молоток в его каменную руку. Когда отец вернулся, Аврам объяснил ему, что идолы передрались из-за порции хлебного приношения — и самый большой из них всех побил. «Ты смеешься надо мной! — возмутился Терах. — Разве есть в этих изваяниях дух жизни? Ведь они изготовлены по моему заказу из дерева и камня — они ничего не чувствуют и не знают!» «Вслушайся сам в то, что ты говоришь!» — подловил его на слове Аврам. И Терах пожаловался на сына-вольнодумца царю Нимроду. По приказу царя Аврама заключили на десять дней в темницу, а затем привели на суд. Увидев Аврама, астрологи и маги Нимрода сказали ему, что это и есть тот самый человек, о рождении которого они предупреждали пятьдесят лет назад. И тогда Терах признался, что из жалости к сыну скрыл его от царя (Сефер аяшар; Берешит раба 38:13; Седер адорот).
«Если ты не хочешь поклоняться каменным богам, поклонись огню, — приказал Авраму Нимрод, — ведь огонь — величайшая сила в мире». «Вода заливает огонь», — возразил ему Аврам. «Тогда поклонись облакам, приносящим воду», — приказал Нимрод. «Ветер разгоняет облака», — возразил ему Аврам. В конце концов, Нимрод приказал бросить его в огонь, чтобы доказать, что огонь сильнее невидимого Б-га Аврама (Берешит раба 38:13). Вокруг огромной печи, в которой был разведен невиданной силы огонь, собралось около девятисот тысяч зрителей, а женщины и дети заполнили крыши города, тоже наблюдая за этим зрелищем. По приказу царя с Аврама сорвали одежду, обнажив его до пояса, связали его руки и ноги веревками и бросили его в печь. Но сгорели только веревки, которыми он был связан, — а его одежда и плоть не пострадали. Он ходил по печи на глазах у слуг царя (Сефер аяшар; Седер адорот). Комментаторы Торы поясняют, что Аврам вошел в огонь, чтобы своей смертью освятить Имя Творца, — хотя он и не понимал расчеты Небес: почему он должен погибнуть вместо того, чтобы нести в мир свет веры. Но поскольку он сумел преодолеть свои естественные сомнения, для него было совершено чудо, изменившее естественный порядок вещей (Михтав меЭлияу т.2 стр. 118—119, т.3 стр. 198). И это стало вторым жизненным испытанием, в котором выстоял Аврам (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3).
При этой казни присутствовал брат Аврама — Аран. До того как Аврама бросили в огонь, Аран выжидал, говоря себе: «Если Аврам выйдет победителем, то я на его стороне. А если Нимрод победит, я на его стороне». А когда Аврам был чудом спасен, у Арана спросили: «На чьей ты стороне?» «На стороне Аврама». И тогда его бросили в огонь — и он сгорел, ведь чудеса совершаются только для тех, кто жертвует собой, не рассчитывая на спасительное чудо (Берешит 11:28; Берешит раба 38:13, Эц Йосеф).
На третий день казни, убедившись, что огонь не в силах справиться с Аврамом, Нимрод приказал извлечь его из печи, но слуги царя не смогли даже приблизиться к печи из-за великого жара, и некоторые из них сгорели. И тогда Нимрод обратился к самому Авраму: «Выходи, служитель Б-га, который на Небесах!» (Сефер аяшар; Седер адорот).
После неудавшейся казни Нимрод вручил Авраму множество даров, и среди них двух рабов, один из которых — Элиэзер, сын Нимрода от рабыни, стал близким учеником Аврама. В те дни вокруг Аврама собралось около трехсот учеников, перенимавших от него пути служения единому Б-гу (Сефер аяшар; Седер адорот; см. также Таргум Йонатан, Берешит 14:14; Йома 28б). И отец Аврама, Терах, тоже перешел на его сторону и стал его последователем (Зоар 1, 77б).
Вскоре после спасения из огненной печи пятидесятилетний Аврам женился на своей племяннице Сарай, дочери погибшего в огне Арана, которая была на десять лет моложе его (Берешит 11:29; Санхедрин 69б; Сефер аяшар). Сарай была одной из самых красивых женщин за всю историю человечества (Мегила 15а), она обладала исключительной скромностью и нравственной чистотой (Бава меция 87а; Берешит раба 58:1). Но позднее выяснилось, что она бесплодна (Берешит 11:30; Йевамот 64б).
Спустя два года Авраму стало известно, что царь Нимрод направил к нему своих стражников, чтобы, следуя совету астрологов, наконец, с ним расправиться. В течение месяца Аврам скрывался у своих наставников Ноаха и Шема, а затем бежал вместе с отцом Терахом, женой Сарай и племянником Лотом, сыном Арана, по направлению к земле Кнаан — подальше от Вавилона, где правил Нимрод (Берешит 11:31; Сефер аяшар). И это было третьим испытанием Авраама: ведь человеку тяжело покидать родные места, где он прожил в течение многих десятилетий (Пиркей дераби Элиэзер 26; Раши, Авот 5:3).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»