Из цикла «Хроника поколений», темы: Идолопоклонство, Рав Александр Кац, Спуск поколений, Адам
Шет бен Адам (שת; 130-1042 гг. от Сотворения мира /3629—2718 гг. до н.э./) — выдающийся праведник и мудрец.
Третий сын Адама (см.) и Хавы (Берешит 4:25). Родился обрезанным (Авот дераби Натан 2:5). Из всех сыновей Адама только о Шете сказано, что он был его «образом» и «подобием» (Берешит 5:3).
Учился у Адама и стал хранителем сокровенной мудрости (Оцар ишей аТанах, Шет).
В 235 году (3525 г. до н.э.) у Шета родился сын-первенец Энош (Берешит 5:6). В 266 году (3494 г. до н.э.), в возрасте тридцати одного года, Энош отклонился от прямого пути служения: он стал изготовлять изображения различных духовных сил, небесных тел и созвездий, чтобы люди устанавливали связь с Творцом и молились Ему через эти изображения. И хотя сам Энош видел в этом путь служения Всевышнему, его ошибка привела последующие поколения к идолопоклонству (Раши, Берешит 4:26; Рамбам, Аводат кохавим 1:1—2; Седер адорот).
И после Эноша у Шета родилось еще много детей (Берешит 5:7). Шет повелел своим потомкам, чтобы они не смешивались с потомством Каина. И в течение семи поколений, до Ханоха (см.) и Метушелаха (см.), так и было. Но затем, когда Шет уже был очень стар, его повеление было нарушено: два рода смешались, и тогда нечестие и разврат захлестнули мир (Седер адорот).
После смерти Адама, последовавшей в 930 году (2830 г. до н.э.), именно Шет стал «сердцем человечества» (Кузари 1:95). В Талмуде Шет назван в числе семи «пастырей человечества» — величайших праведников всех времен, наряду с Адамом, Метушелахом, Авраамом (см.), Яаковом (см.), Моше (см.) и Шмуэлем (см.) (Сукка 52б, Раши).
Шет умер в 1042 году (2690 г. до н.э.), в возрасте 912 лет (Берешит 5:8). Похоронен недалеко от озера Кинерет (ныне поселение Арбель, к северо-западу от г. Тверии) (Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.