Темы: Борода, Красота, Скромность, Рав Яков Шуб, Стрижка, Волосы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброе время суток! Скажите, пожалуйста, насколько можно мужчине за собой ухаживать? Особенно — если мужчина предприниматель в галуте? Я имею в виду выщипывать брови, подстригать усы, которые лезут в рот, брови, кстати, лезут в глаза, и прыщи и т.п.?
Большое спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос затрагивает основные аспекты запрета «ло ильбаш» — запрета мужчине носить женскую одежду и женщине — мужскую, как сказано в Торе (Дварим 22:5): «Да не будет одежды мужской на женщине, и да не надевает мужчина одежды женской; ибо отвратителен Господу, Б-гу твоему, всякий делающий такое». Поэтому для начала давайте обратимся к этим понятиям.
В Торе прямым текстом говорится только о том, что мужчине запрещено надевать женскую одежду, но на самом деле запрет гораздо шире и распространяется на использование женских аксессуаров и применение различных методов, с помощью которых женщины делают себя более привлекательными. В частности, в Талмуде (Назир 59а) и Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 182:1) сказано, что мужчине запрещено сбривать волосы подмышками и в паху, поскольку женщины обычно делают это для красоты.
При этом у данного запрета имеются свои рамки, например, сбривать волосы будет запрещено, если так поступают только женщины, если же в определенной местности так поступают и мужчины, это не является «женским методом» и, соответственно, мужчина, сбривая волосы, не нарушает запрет (Шулхан Арух 182:1) А по мнению Рамо в таком случае мужчине даже изначально разрешено сбривать волосы без проблем.
Кроме того, чтобы знать, действует ли запрет в том или ином случае, необходимо знать, с какими намерениями мужчина пользуется «женскими методами». Запрет действует, только если мужчина делает это для того, чтобы украсить себя. Если же это делается с другими намерениями, например, в медицинских целях или при проблемах с кожей, когда волосы причиняют страдания, то не запрещено сбривать их (Шулхан Арух 182:4).
Более того, один из ришоним (ранних комментаторов), Мордехай, в своем комментарии (327) на трактат Шабат Вавилонского Талмуда пишет: даже если, например, у человека избыток волос на руках, отчего он стесняется и неловко чувствует себя перед другими, разрешено их сбрить. Поскольку в данном случае это делается не с намерением украсить себя.
Теперь, рассмотрев общие принципы, давайте перейдем непосредственно к Вашим вопросам. Поскольку уход за бровями является чисто «женским методом» и не принят у мужчин, если мужчина ухаживает за бровями для красоты, это будет запрещено. Однако если речь идет об избытке волос, из-за чего он стесняется и неловко чувствует себя перед другими людьми, это разрешено. И, кроме того, у женщин уход за бровями не ограничивается только удалением волос, а включает придание бровям определенной формы. А мужчину в данном случае интересует только удаление лишних волос, поэтому это не может считаться чисто «женским методом» и не запрещено (Оэль Яаков 1:11).
Что касается подрезания усов, которые мешают есть, к нему этот запрет никак не относится, поскольку широко распространено, что мужчины бреются. (Понятно, что бриться можно только разрешенным способом, например, электробритвой или специальной мазью). Более того, усы, которые мешают есть, подрезают не для красоты, а с чисто практическими целями, поэтому это разрешено даже в сфират а-омер и бейн а-мецарим, когда принято не стричься и не бриться.
Что касается других методов ухода за собой, то стоит поступать в соответствии с упомянутыми общими принципами.
Понятно, что в деятельности предпринимателя внешний вид играет не последнюю роль. Кроме того в зависимости от местности меняются также и нормы ухода за собой, и требования, предъявляемые к внешнему виду человека.
При этом не стоит забывать, что Всевышний неспроста создал всех людей с различной внешностью и наделил их различными способностями. Поэтому не стоит прилагать чрезмерные усилия в погоне за «голливудскими стандартами», достаточно просто выглядеть достойно и при этом жить в гармонии с собой.
С уважением, Яков Шуб
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Мирьям Климовская
Потехе — час?
Рав Яков Шуб
А какой обычай был распространён в общине города Вильно?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Это называется наращивание волос на трессах
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли еврею брить не бороду, а другие части тела?
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Бенцион Зильбер
А почему электробритвой можно?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его