Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Магид из Дубны

Раби Яаков Кранц (1740-1804). «Даршан» поколения (проповедник, устный толкователь Торы, учитель). Под именем «Магид из Дубны» (магид — рассказчик, сказитель) был известен во многих местечках Литвы, Белоруссии, Польши. Давал свои знаменитые лекции даже в синагогах Берлина, куда стекались не только ортодоксальные евреи. Например, известно, что его дружбы добивался вождь «реформистов» Мендельсон.

Своей исключительной популярностью Магид был обязан не только блестящему таланту оратора, но и проницательному уму, обширным знаниям Торы и Талмуда, а также огромному опыту и здравому смыслу. Большую часть жизни странствовал из местечка в местечко, давая в синагогах уроки. Славился своим умением любую сложную тему объяснить просто, ясно и образно. Обладал незаурядным юмором и умением заставить смеяться или плакать любую аудиторию. Общался со многими известными людьми поколения. Так, состоял в дружеских отношениях с великим Гаоном из Вильны, в доме которого его принимали как члена семьи.

Свои уроки и истории Магид не записывал. Это сделали ученики и слушатели уже после его смерти. Главные из них: «Оэль Яаков» на Хумаш, «Коль Яаков» на Мегилот, «Эмет ле-Яаков» на Пасхальную агаду. Притчи и рассказы Магида, извлеченные из «Оэль Яаков», составили сборник «Мишле Яаков», который советуем прочитать каждому.

Рассказывают, что, когда Магид, будучи во Львове, давал короткие уроки после утренней молитвы, на них стекались толпы народа. Среди прочих на эти уроки регулярно приходил раввин города, автор известного труда «Йешуот Яаков», раби Яаков бен Цви-Ирш. Наступил элуль, месяц, когда евреи увеличивают молитвы, поскольку приближается Суд Всевышнего. Магид попросил раввина не заходить на его уроки, чтобы, как он выразился, «не расстраиваться перед учеными занятиями». Раввин счел предупреждение творческим преувеличением и, конечно же, явился на лекцию. Опоздал на пять минут, но застал зал синагоги полным плачущими людьми. Несколько минут крепился — однако не выдержал и громко разрыдался. Магид призывал к раскаянию. Ни одно еврейское сердце не могло устоять против этого призыва.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.