Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Йосеф, Микец, Зелиг Плискин
Фараону приснились два тревожных сна, а его мудрецы не могли их разъяснить так, чтобы он согласился с их толкованием. Виночерпий фараона, который прежде был в тюрьме вместе с Йосефом, разъяснившим его сон, рассказал об этом фараону и предложил спросить у Йосефа. Обратите внимание, как виночерпий рекомендовал его фараону:
БЫЛ ТАМ С НАМИ ЮНЫЙ ЕВРЕЙ, РАБ НАЧАЛЬНИКА СТРАЖИ, МЫ ЕМУ РАССКАЗАЛИ [наши сны], А ОН ИСТОЛКОВАЛ КАЖДОМУ ЕГО СОН (Берешит, 41:12)
Раши комментирует: «Будь прокляты грешники — даже похвала их приносит ущерб». Виночерпий как будто восхвалял способности Йосефа — но как:
а) наар: то есть молодой, глупый, недостоин величия;
б) еврей: чужестранец, даже не знает нашего языка;
в) раб: а написано в законе египетском, что раб не может управлять страной и носить царские одеяния.
Р. Йерухам Левовиц отмечает, что виночерпий, по сути, хотел похвалить его, ведь Йосеф проявил к нему сочувствие. Но с языка грешника не может сойти ничего вполне хорошего. Даже восхваляя, вставит что-то порочащее.
Йосеф стал полновластным премьер-министром Египта. В это время в Кнаане был голод, и братья Иосифа, не зная о его судьбе, пришли в Египет купить еды.
ЙОСЕФУВИДЕЛ БРАТЬЕВ И УЗНАЛ, НО НЕ ДАЛ ИМ СЕБЯ УЗНАТЬ И ГОВОРИЛ С НИМИ СУРОВО… И УЗНАЛ ЙОСЕФ СВОИХ БРАТЬЕВ, А ОНИ ЕГО НЕ УЗНАЛИ (Берешит, 42:7,8)
К словам «узнал Йосеф своих братьев» Раши приводит мидраш Он рассказывает что братья, когда их привели к Йосефу, чтобы он решил их судьбу, не испытывали к нему симпатии. А он узнал их и сострадал им.
Р. Хаим Шмулевич добавляет: это качество Йосефа. Он не хотел открыться братьям, пока не осознают свой грех, чтобы их переживания в Египте (согласно «Кли якар») послужили искуплением зла, которое они ему сделали. Но, поступая с ними сурово, глубоко им сочувствовал. В этом раскрывается подлинное величие Йосефа. Ведь сказано: «Месть слаще вина». Легче проявить снисхождение к тому, кто сделал зло, чем поступать с ним сурово, но при этом его любить.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?