Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как спастись от алкоголизма?

Темы: Дурное начало, Алкоголь, Зеев Гершензон, Зависимость

Отложить Отложено

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь человеку, который пьёт много алкогольных напитков (самогон)? Спасибо. И.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый И.,

Отмечу, что все, о чем скажу ниже, — это только духовный аспект. Безусловно, если увлечение алкоголем приняло серьезный болезненный характер, следует обратиться за соответствующей медицинской помощью.

Причин, по которым человек злоупотребляет алкоголем, может быть как минимум две. Первая — это желание убежать от проблем, от тяжелой реальности. Когда в жизни царит опустошенность, боль от чего-либо. Такое бегство противоречит подходу Торы: мы стараемся жить реальностью, исправляя себя и свои недостатки. И именно эта деятельность, предлагаемая Торой и нашими мудрецами, может наполнить жизнь человека. Вторая — «дурное начало» человека, о нем поговорим подробнее.

Наши мудрецы, благословенна их память, во многих местах упоминают о вреде, который приносит чрезмерное употребление алкоголя. Человек, подверженный этой зависимости, в конце концов, приходит к позору, опустошенности, бедности, может нарушить множество запретов Торы и мудрецов. Она превращает человека в «сосуд», в котором отсутствует Тора и мудрость, и, в конце концов, «выживает» человека из этого и из Будущего мира (см. Пеле Йоэц, раздел Штия, Пиркей Авот 3:10 с комментариями).

Обман — основной инструмент как самого «дурного начала», так и алкогольной зависимости. Тем же путем шел фараон, порабощая евреев. В Египте был определенный день в году, когда все египтяне работали на фараона, что-то вроде коммунистического «субботника». В этот день на шею самого фараона в торжественной обстановке был водружен кирпич. В руки фараон взял корзину и грабли. Каждый, кто видел самого фараона за работой, следовал его примеру. Тем более что за работу было обещано вознаграждение. Евреи с большим энтузиазмом взялись помогать фараону. Но тут их ждал сюрприз. С наступлением темноты начальники, ответственные за изготовление кирпичей, пересчитали изготовленные за день кирпичи, вычислили производительность, и на следующий день — потребовали столько же. Затем, когда евреи привыкли к работе, требовалась такая же производительность, но уже без вознаграждения. Затем — не только изготовление кирпичей, но и работа на полях, а постепенно — и все остальные работы. Так евреи стали рабами в Египте (см. мидраш Шмот Рабба 1:10-11 с комментариями).

Похожим образом действует и дурное начало: с каждым разом чрезмерное употребление алкоголя делается все более привычным, все более «нормальным». И как результат — не удовольствие, а полное порабощение.

Сам человек все понимает и знает, когда пьет, о тех разрушениях, которые ожидают его душу и тело в результате, он полон желания «завязать», но… его преследует дурное начало, он чувствует, что находится в рабской зависимости. Каждый следующий «эпизод» это доказывает…

Но это тоже обман. Все, чего человек захочет, — может достичь! Как же свергают царя, побеждают «фараона»? Разберем основные правила войны (на основе советов по борьбе с алкоголизмом и дурным началом, которые дает книга Пеле Йоэц, разделы Штия и Йецер):

  • 1. Для борьбы необходимо обеспечить силы, сопоставимые с теми, которыми располагает враг. Старайтесь выполнять как можно больше заповедей, избегайте любой возможности совершить какой-либо грех. Еще, чтобы перебороть дурное начало, следует изучать Тору и Сифрей Мусар (книги еврейских мудрецов об этике). И все, что выучите, — стараться выполнять (слова этих книг проникают глубоко в сердце и способны «разбить» дурное начало, даже если оно уже «затвердело как камень»). Особо следует отдаляться от той среды и тех вещей, которые способствуют чрезмерному употреблению алкоголя.
  • 2. Еще один духовный аспект важен на войне. Необходимо ненавидеть врага — дурное начало. Следует научиться ненавидеть алкоголь — понимая, какое зло и душевную горечь он приносит.
  • 3. Тем не менее, война — это не всегда сплошные победы. Дурное начало всеми силами старается уничтожить человека. В тяжелые минуты стоит читать Шма Исраэль, а также думать о том, что каждый еврей обязан даже жизнь отдать ради освящения Имени Творца. И если человеку это представляется возможным, тем более он сможет заставить себя победить дурное начало и не пить, сохранить святость.
  • 4. Наши мудрецы советуют в минуты борьбы с дурным началом — вспоминать о дне смерти, ведь этот день только приближается. Мысли об этом в данном случае помогают победить.
  • 5. Эффективным средством в борьбе с алкогольной зависимостью является молитва. Ведь Всевышний милостив к нам и слышит молитву каждого, кто к Нему обращается. В Его силах спасти от любой беды. И снова — аналогия с египетским рабством. Когда евреи взмолились Всевышнему о своих страданиях, Он спас народ от рабства (см. Шмот 3:7).
  • 6. Борьба эта тяжела. Но сами страдания — когда человек перебарывает в себе желание напиться — искупают его вину перед Творцом и собственной душой за то, что попал в зависимость от алкоголя. И еще нам известно правило: «По страданию и награда».
  • 7. Наконец, когда человек научится пересиливать в себе желание выпить, следует постараться создать для себя «защитную зону» — полностью воздерживаться от алкоголя продолжительный период времени. Кроме заповеданных нам Кидуша, Авдалы и четырех пасхальных бокалов — ни капли! Ведь из-за прежней зависимости он может — «от малого к большему» — «открыть ворота для врага».
  • Следует понимать, что все это относится к случаям, в которых вообще еще можно говорить о какой-то борьбе. Но бывает, что люди доходят до стадии полного повиновения дурному началу. В этих случаях шансы на победу мизерны. Ведь то состояние, в котором человек находится, для него вполне приемлемо, и сердце его не болит об этом. Несчастен и он, и окружающие его люди!

    Поэтому надо стараться не давать себе даже шанса достичь такого состояния (не только в увлечении алкоголем, но и на других «фронтах» войны с дурным началом). Мидраш (Шмот Рабба 5:16) рассказывает, что колено левитов не было порабощено в Египте. Рамбан объясняет, что колено левитов — это евреи, занимавшиеся Торой, колено мудрецов. Поэтому фараон их не трогал, на то была воля Творца. Так же говорят мудрецы Талмуда: Тора — защищает от бед и от дурного начала.

    Желаю успеха, Зеев Гершензон

    Материалы по теме


    События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

    Недельная глава Ваешев

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

    Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

    «Ваешев». Почему это происходит?

    Рав Бенцион Зильбер

    Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

    Врата востока. Недельная глава Ваешев

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Человек не может знать планов Божественного управления!

    Недельная глава Ваешев

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

    Три вида снов

    Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

    Йосеф и богатство Потифара

    Борух Шлепаков

    Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

    Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

    «Оцарот»

    Когда позорят и унижают человека — словно убивают его