Темы: Ханука, Деньги, Цдака, Праздники, Изучение Торы, Рав Зеев Гершензон, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Расскажите, пожалуйста, что означает обычай дмэй Ханука (Хануке гельт в ашкеназской традиции)? Всегда в праздник Ханука активизируются различные благотворительные организации и ешивы, проводят ханукальный сбор пожертвований. Также, видимо, из-за этого же обычая, в Хануку раздают детям деньги. Вижу, что этот обычай чрезвычайно распространён во всех еврейских общинах. У меня есть родственники по линии жены — выходцы из Ливана, так и в их семье бабушки посылают внукам деньги в Хануку. Откуда произошёл этот обычай, и что он означает? В.
Здравствуйте, уважаемый В.
«При Мегодим»[1] — один из комментариев на свод еврейских законов Шульхан Арух, объясняет, что во времена, предшествующие событиям, в честь которых установили праздник Ханука, еврейский народ ослабил соблюдение Торы. И поэтому грекам удалось сделать положение ещё более плачевным в трёх слабых на тот момент областях: в изучении Торы, в молитве Всевышнему и в благотворительности. Именно по этой причине в Хануку принято, наоборот, прилагать усилия в этих трёх направлениях. В том числе и в благотворительности — как совершая правильные действия лично, так и при помощи своего имущества, жертвуя деньги..
Автор другой книги, Ханукат а-Байт, подсчитывает гематрии, относящиеся к Хануке. И с их помощью объясняет, что цдаку (пожертвования) не следует давать на глазах у всех. Ведь и ханукальное чудо с кувшином масла произошло именно с помощью «скрытности» — кувшин был скрыт от глаз. Автор подчеркивает, что в Хануку следует стараться материально помочь подросткам, изучающим Тору. Так он объясняет обычай, распространенный в его время: в Хануку подростки ходили от двери к двери с песнями и словами Торы, собирая дмэй Ханука. А намёк на этот обычай — то, что чудо произошло с именно маленьким кувшином. В еврейской традиции зачастую человек сравнивается с сосудом. Соответственно, подростки, переходящие от дома к дому и распространяющие знание о ханукальном чуде, подобным небольшим кувшинчикам (пахим ктаним). И они полны «чистым оливковым маслом» — Торой.
Рабби Йосеф-Шломо Каанеман объясняет[2] обычай раздавать детям деньги в Хануку следующим образом. Греки запрещали нам изучать Тору. А когда евреи их победили — стали давать детям немного денег на карманные расходы, чтобы побудить их вернуться к изучению. Ведь таков путь сделать изучение Торы более приятным для них: сначала заинтересовать учёбой с помощью какого-то «бонуса». А затем — ребенок поймёт ценность и смысл изучения и будет делать это ради самой Торы. В память об этом мы даём детям дмэй Ханука — чтобы поощрить их учиться.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] На Орах Хаим, 670:1, в Эшель Авраам.
[2] Сифтэй Хаим Моадим, 2-я часть, стр. 134.
Подробнее о празднике Ханука!
Пройдите тест о Хануке!
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ