Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как узнавать точное время новолуния для благословения нового месяца в синагоге?

Темы: Рош Ходеш, Еврейский календарь, Астрономия, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Доброго дня! Подскажите, пожалуйста, как можно узнавать точное время новолуния для благословения нового месяца в синагоге. В интернете на разных сайтах время новолуния отличается на несколько минут. Заранее благодарю. С уважением, Л.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Л.,

Давайте попробуем разобраться в том, что за молад («новолуние») объявляют в синагоге, и в том, как можно вычислить точное время его наступления согласно еврейской традиции, не имея под рукой специального календаря. Для этого недостаточно только астрономических расчетов.

Итак, надо знать, что есть несколько видов новолуния:

  • 1. Новолуние «реальное» или «астрономическое» (на иврите — молад амити или молад астрономи). Это — момент, когда «обновившаяся» луна после полного обращения вокруг Земли (это занимает немногим более 29 дней) находится в точке, наиболее близкой к Солнцу. Видимо, время наступления этого «новолуния» указывается на различных интернет-сайтах, обнаруженных Вами. Отрезки времени от одного такого новолуния до следующего могут немного различаться, разница может достигать 14 часов (но, в любом случае, цикл вращения составляет не менее 29 дней).
  • 2. Новолуние «усредненное» (на иврите — молад мемуца или, иначе, молад эмцаи). Это — среднее арифметическое сроков наступления «реальных новолуний». Это число — точное, известно нам из Устной Торы (Вавилонский Талмуд, трактат Рош а-Шана, 25а, см. Рамбам, Йад Хазака, Законы Освящения месяца, гл. 8). Оно составляет 29 дней, 12 часов и 793 халаким (хелек — единица времени, принятая нашими мудрецами для точности расчётов; 1080 халаким составляют 1 час).
  • 3. Новолуние «видимое» (на иврите — молад а-нир-э). Это — время, когда «обновившаяся» луна будет впервые видна в том или ином месте земного шара. Это время различно в различных местностях.
  • Согласно обычаю, во время благословления очередного месяца в синагоге объявляют время будущего новолуния. То, что объявляют, — время новолуния УСРЕДНЕННОГО, о котором мы знаем из Устной Торы. Интересно, что великий еврейский мудрец, советник испанского короля, Дон Абарбанель пишет в своем комментарии к Торе (Шемот 12), что Птолемей (древнегреческий астроном) — выражал восхищение осведомлённостью еврейских мудрецов в вопросах циклов движения луны и солнца и способностью на основании этого построить настолько верный календарь. Птолемей говорил, что эти знания — явное доказательство того, что евреи обладают пророчеством.

    (Ведь подумайте: «астрономическое новолуние» невозможно увидеть с Земли; поскольку луна в этот момент находится между Землей и Солнцем, с Земли она не видна. Солнце её как бы «засвечивает». Лишь современная сложнейшая аппаратура позволяет вычислить точное время «астрономического новолуния». Тем более — среднее арифметическое этих новолуний! Тем более, в мире, где не было современных точнейших часов! Откуда евреи могли получить это число, если не из пророчества?)

    Как видите, просто астрономические наблюдения — не помогают.

    Но давайте перейдём ко второй части нашего вопроса — как рассчитать это время «усредненного» новолуния самостоятельно в каждой конкретной местности? Надо знать, что это время (момент) — ВО ВСЕМ МИРЕ одно и то же, то есть это новолуние наступает в один и тот же миг во всем мире, это (как, впрочем, и «реальное» новолуние) — мировое событие.

    Разумеется, легче всего узнать время новолуния из проверенного еврейского календаря. Но, когда такого календаря под рукой нет, имея дату предыдущего новолуния (например, последнюю дату новолуния из календаря за прошлый год или из какого-либо другого источника), можно вычислить время следующего новолуния — прибавив к этой дате известное нам число.

    Например:

    Новолуние месяца тишрей 5774 года (по еврейскому календарю) будет (5 сентября 2013 г.) в четверг утром, в 10 часов, 46 минут и 2 халаким. В такой форме объявляют точное галахическое время новолуния в синагоге.

    Так как отрезок времени от одного новолуния («усредненного») до следующего — установленный, постоянный, можно самим подсчитывать дату следующего новолуния. Как мы упомянули, этот отрезок равен 29 дням, 12 часам и 793 халаким (1080 халаким составляют 1 час).

    Для того чтобы вычислить молад месяца хешван, нам надо:

  • 1. Прибавить ровно 29 дней. «Попадаем» на пятницу (4 октября), все те же 10 часов утра, 46 минут и 2 халаким.
  • 2. Прибавить еще 12 часов — «попадаем» на 10 часов вечера, 46 минут и 2 халаким.
  • 3. Прибавить еще 793 халаким (т.е. 60 минут надо разделить на 1080 и умножить на 793 = 44 минуты и 1 хелек). Есть удобный симан (знак для запоминания) для этой части вычисления: слово адам на иврите (алеф-далет-мэм,по-русски означает «человек»): числовое значение буквы мэм — 40, далет — 4, алеф — 1. То есть, при каждом новом подсчете, кроме 29 дней и 12 часов, надо прибавить наш симан:44 минуты (40+4) и 1 хелек.
  • 4. Получается, что новолуние месяца хешван будет в пятницу (4 октября), вечером, в 11 часов, 30 минут и три халаким.
  • * Надо помнить, что в одной минуте — 18 халаким. Поэтому, когда в своём подсчете Вы дойдете до количества халаким, равного 18 (т.е. через 15 месяцев после подсчета наступления новолуния в месяце хешван), надо прибавить еще минуту и не объявлять халаким.

    * Еще надо помнить, что если молад наступает после выхода звезд (как в нашем примере, в 11 часов вечера), то согласно понятиям иудаизма это уже называется не «вечер пятницы», а «ночь субботы» (и так — с любым днем, см. Еврейские сутки). Так и следует объявлять.

    И, напоследок, правильной формой объявления новолуния за пределами Израиля была бы такая: «Согласно подсчету времени новолуния, принятому в Израиле, новолуние будет в … (такой-то день недели), такую-то часть суток (днем или ночью), во … (столько-то часов), … (столько-то минут) и … (столько-то) халаким».

    С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон

    Материалы по теме


    События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

    Недельная глава Ваешев

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

    Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

    «Ваешев». Почему это происходит?

    Рав Бенцион Зильбер

    Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

    Врата востока. Недельная глава Ваешев

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Человек не может знать планов Божественного управления!

    Недельная глава Ваешев

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

    Три вида снов

    Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

    Йосеф и богатство Потифара

    Борух Шлепаков

    Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

    Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

    «Оцарот»

    Когда позорят и унижают человека — словно убивают его