Темы: Дурное начало, Соблазн, Интернет, Компьютер, Рав Ашер Кушнир, Зависимость
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! У меня вопрос немного странный, но очень тревожный. Мы с мужем еврейская религиозная семья. Вернулись к тшуве 11 лет назад, как и все, прошли первоначальный процесс тшувы и продолжаем дальше. Но два года назад в какой-то момент появился в доме компьютер и интернет. Как хотелось, в нужных целях (переписка с родственниками и поучительные игры, печатанье), а сейчас это перешло в разные игры и, к сожалению, фильмы. В особенности, у мужа. Мне с этим очень тяжело, так как вся семья катится вниз. Я пыталась и разговаривала с мужем, он все понимает, но толка нет. Я обещала ему, что выброшу в мусор и отключу интернет, но очень боюсь реакции. Он очень нервный и вспыльчивый. Пожалуйста, посоветуйте, как нам быть! Большое спасибо!
Уважаемая …! Прежде, чем отвечу Вам, позвольте несколько общих слов.
То, что Вы описываете, к сожалению, классический путь, каким образом «дурное начало» может религиозного еврея «оставить в дураках». Для этого оно, как правило, довольствуется двумя основными техниками:
1. Прикинуться другом и лучшим доброжелателем, полным заботы о вашем духовном развитии. Только хорошего желать и всего лишь подкинуть здравую идею о пользе «печатанья, переписки с родственниками и поучительных игр». Это удобнее, эффективнее, быстрее, да и обратите внимание на слово «поучительных», ведь просто игры — это ведь не ваш уровень… Ну, просто грех от этого «поучительного» отказаться, глупо…
2. Основная хитрость — указать на настоящее, скрыв будущее, выпятить сиюминутную пользу, замаскировав конечный злой замысел. Поэтому каждый шажок к обрыву сам по себе незаметен и невинен: только чуть-чуть поиграем, только один раз посмотрим и видите — ничего…, но следующий раз — он тоже один по себе… и так ещё и ещё, пока вдруг человек не обнаруживает, что находится глубоко-глубоко в новой-старой привязанности, прилип к ней всей душой и нет сил выбраться… Недаром все исследования указывают на то, что привязанность к компьютерным играм и интернету подобна наркотической.
Это стандартный, всем известный путь искушения. И как же религиозный еврей, серьёзный аврех, может попасться на эту удочку? У «дурного начала» в такой ситуации есть простой метод — затаиться и ждать удобного момента. Ему нужна всего лишь небольшая щель, куда можно ногу всунуть, маленькая слабинка… И вот то ли он сам расслабился и теперь учёба не идёт, то ли другого похвалили, а не его, то ли глаза не уберёг, то ли нет внимания и поддержки и т.д. Результат — теряется вкус к изучению Торы. А когда теряют вкус в одном месте, то начинают его искать в другом. Это и есть та щель, которую мы сами приоткрываем «дурному началу», и тогда оно вначале поселяется в доме как квартирант, а через некоторое время располагается там как хозяин, развалившись на всех членах семьи и заливаясь диким хохотом: «Как я вас в дураках оставил!!!».
И действительно, понимает ли муж всю глубину ловушки, в которую он загнал и себя, и всю семью? Сделайте простой расчёт. Столько времени, сколько он учился как положено, вся жизнь была осмысленна. Каждый новый день продвигал его, а заодно жену и детей, к конкретным целям, к духовному самосовершенствованию, к служению Творцу. А как только появилась ночная «жизнь» — муки духовного роста превратились просто в муки. Вечером окунание в тёмный омут и грязевые ванны, а утром душ Торы и попытка хоть немного от этого отчиститься. От этого одно мучение, всё не хорошо, не тут и не там, и учёба не идёт, и стыдно в чём-либо признаться, и мир грядущий потерял, и миром этим по-настоящему насладиться не может… Жить в двух мирах, с постоянным внутренним противоречием и раздвоенностью — как минимум приведёт к «нервному и вспыльчивому» состоянию. И страшнее всего, что такая агония может продолжаться много-много лет. Ну?! Это не в дураках остаться? Есть ли что-либо глупее, чем это?
Только упав, вы обнаружите, на какой духовной высоте вы были до этого. Так неужели всё, что с таким трудом было достигнуто, вы просто так в мусор выбросите? Для чего изначально надо было к этому стремиться? Для чего прошли огромные трудности расставания со светской жизнью, ломки привычек, ссоры с родителями, потерю старых друзей, бессонные ночи… Как всё становится бессмысленным! И из-за чего?! Из-за нескольких часов испуганного удовольствия рассматривания запретного? Есть ли что-либо глупее, чем это? Поэтому и называют ецер дурным началом, по его профессиональной ориентации — делать человека глупым, оставлять в дураках…
Интернет разрушил сотни, а, может, и тысячи религиозных семей по всему миру. Тяжело представить, до каких трагедий, позора и низости это может довести. И нужно ли напоминать всем известное, что пользование интернетом для «бней Тора» запрещено Раввинами. (А если Вы удивлены, читая эти строки в Интернете, то знайте, что наш сайт существует исключительно для пользования начинающих интересоваться еврейской жизнью и тех религиозных евреев, кому негде учиться. Для всех же остальных пользование разрешено только для профессиональных целей. Да и каким образ это осуществить, тоже необходимо посоветоваться со сведующим раввином).
Может быть, эти строки помогут Вашего мужа пробудить, позволят ему увидеть себя и всю ситуацию со стороны, в другой перспективе. Иногда это может помочь, а если нет, то постараюсь выслать Вам в следующий раз более практичные и конкретные советы.
С уважением, Ашер Кушнир
Ципора Харитан
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
Почему нельзя устраивать состязания голубей?
Мирьям Климовская
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его