Темы: Интернет, Тора и бизнес, Яков Шуб, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем, Рав Яков. Большое спасибо за Ваши ответы по «прикладной алахе». У меня есть вопрос следующего порядка: какой закон скачиваемых из интернета музыки и фильмов? Можно ли их просматривать или записывать на диски? Разрешаются ли сервисы типа ютьюба, где только представлены короткие ролики? Заранее спасибо.
Все чаще и чаще на книгах, компакт-дисках и компьютерных программах мы видим уведомления: «Все права защищены: копирование запрещено Галахой и законом» и т.п. Попробуем рассмотреть, что может служить основанием для такого заявления и как далеко распространяется сфера действия авторского права с точки зрения еврейского закона. Простота и легкость, с которой сегодня можно почти без потери качества воспроизвести аудио — и видеоматериалы, а также компьютерные программы, делают эти вопросы особенно важными с практической точки зрения.
Существуют четыре основные модели защиты авторских прав, о которых говорится в еврейских источниках:
1. Запрет на несанкционированную конкуренцию, асагат а-гвуль.
2. Ограничения на издание книг конкурирующими фирмами, аскамот, (апробации).
3. Светское право, дина дэ-малхута дина.
4. Ограничение права на копирование материалов, шиур бэ-киньян.
Рассмотрим эти модели более подробно.
Запрет на несанкционированную конкуренцию, асагат а-гвуль
Величайший венгерский раввин восемнадцатого столетия Хатам Софер (респонс Хошен Мишпат 79) рассматривает вопрос о том, имеет ли право раввин Вольф Хайденхаим, редактор и издатель девятитомного молитвенника Родельхаим Сидур вэ-Махзор, запретить другим людям переиздавать свой молитвенник. После продолжительного обсуждения прав издателя в целом, Хатам Софер приходит к заключению, что автор или издатель, который приложил усилия и вложил деньги в осуществление какого-либо проекта, имеют эксклюзивное право на получение прибыли от этого проекта.
В качестве источника для данного решения Хатам Софер использует Гемару (Бава Батра 21 б), где говорится о том, что другим рыбакам запрещено ловить рыбу в месте, где какой-то из рыбаков уже успел раскинуть свои сети и начать ловлю. Этот запрет актуален даже в том случае, когда изначально у всех рыбаков была возможность начать ловить рыбу в данном месте. Соответственно, автор или издатель, подобно рыбаку, имеют право на защиту своей прибыли и могут запретить другим людям получать выгоду от результатов своей работы.
Ограничения на издание книг конкурирующими фирмами, аскамот (раввинские письма)
Из-за того, что количество имеющихся в обращении святых книг было ограничено и издание их было дорого, требовались протекционистские меры, позволяющие издателю возместить свои расходы. Для этого зачастую использовались раввинские письма — аскамот, ограничивающие право конкурирующих издателей на выпуск той или иной книги. Обычно автор заручался письмом высокопоставленного раввина, которое печаталось в начале книги и выполняло две функции. Во-первых, в таком письме обычно подчеркивалась компетентность автора и выражалось одобрение его работе. Во-вторых, раввинской властью объявлялся запрет на публикацию в течение фиксированного периода времени той же работы другими издателями.
Прецедентом для такого рода мер послужил случай с Равом Меиром Каценеленбогеном из Падуи (Маарамом), который в 1550-1551 издал отредактированный труд Рамбама Мишнэ Тора. Почти сразу же конкурирующий нееврейский издатель, Марк-Антонио Юстиниан, напечатал подобное издание Рамбама, но продавал его по более низкой цене. Рав Моше Иссерлес (Рамо) в качестве решении данной проблемы (основываясь также на законах потомков Ноаха) установил запрет на покупку Рамбама, изданного Юстинианом, защищая тем самым коммерческие права Маарама.
Сфера действия раввинских аскамот, т.е. срок действия запрета и территории, где он применялся, служила предметом жарких споров. Несмотря на это, подобный механизм защиты авторских прав стал общепринятым в мире еврейских публикаций. Обычно запрет выносился в отношении издателей, но иногда, как в решении Рамо, также и в отношении покупателей. Между 1499 и 1850 годами были выпущены 3662 аскамот к различным еврейским религиозным изданиям (Энциклопедия Иудаика, т. 7, стр. 1454)
Светское право, дина дэ-малхута дина
Законы об авторских правах и защите интеллектуальной собственности стали неотъемлемой частью большинства современных правовых систем. Соответственно, даже если мы предположим, что с точки зрения Торы автор не обладает явно исключительными имущественными правами, в любом случае соблюдение закона об авторском праве будет обязательным на основании правила, приведенного в Гемаре (Бава Кама 113а, в других местах): дина дэ-малхута дина, т.е. «Закон государства является законом (обязательным для исполнения)» (респонс Бейт Ицхак, Йорэ Дэа 2:75).
Следовательно, все авторские права, предоставляемые человеку по гражданскому праву, признаются еврейским законом действительными и обязательными, если не противоречат закону Торы.
Ограничение права на копирование материалов, шиур бэ-киньян
Другой механизм защиты авторских прав с точки зрения еврейского закона был предложен Равом Залманом Нехемией Голдбергом, членом Иерусалимского раввинского суда (Тхумин 6). Он утверждает, что автор, продавая свой продукт, ограничивает права покупателя на воспроизведение работы. Он как бы продает все, что относится к книге, ленте или программному обеспечению, за исключением права копировать их. Соответственно, если покупатель затем копирует работу, считается, что он украл ее, поскольку он не является владельцем прав на ее копирование.
Основанием для такого закона служит Гемара (Бава Меция 78 б): «Рабби Шимон бен-Элазар передаёт от имени рабби Меира: если один дает монету бедняку, чтобы купить плащ, тот не может купить талит, потому что это идет вразрез с намерением владельца монеты… и каждый, кто идет против намерения владельца, называется вором».
То, что в данной ситуации бедняк был назван вором, подразумевает, что он взял что-то незаконно. Рав Залман Нехемия объясняет, что собственник не отдает монету полностью в распоряжение бедняка, он удерживает за собой право ограничить бедняка в использовании данной монеты, оставляя ему возможность потратить ее только на покупку плаща. Если же бедняк покупает на эти деньги талит, то считается, что использует их незаконно. Соответственно, издатель книги или производитель дисков или программного обеспечения может ограничить покупателя в использовании своей продукции, оставив за собой право ее копирования.
Очевидно, что данная информация не претендует на всестороннее исследование всех аспектов закона об авторских правах в рамках Галахи. Что же касается «практической» стороны вопроса, то, к сожалению, на него невозможно дать однозначный ответ. Существует множество факторов, которые могут повлиять на окончательное решение, например, делается копия с оригинальной работы или с ее копии, копируется вся работа или только ее часть, используется полученная копия для личного употребления или для распространения, каково отношение автора к тому, что его работы несанкционированно копируются. Многие из этих вопросов являются предметом спора различных галахических авторитетов. Кроме того необходимо учесть и моральный аспект данного вопроса— вэ-асита йашар вэ-а-тов, который подразумевает, что человек должен поступать честно и правильно. Поэтому в конкретной ситуации необходимо обратиться к Вашему раввину.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Восьмая заповедь
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
У нас беда. Мы обнаружили, что наш сын ворует.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Ашер Кушнир
Ответ зависит от степени порно-зависимости.
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?