Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как перебороть дурное начало?

Темы: Йецер аРа, Рав Реувен Куклин, Грех, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте! Такой вопрос: как перебороть свое хотение? Желания не в ту сторону? Это так тяжело, когда читаю ваши ответы на вопросы, вижу, как все вы отвечаете на вопросы, относясь ко всем вопросам одинаково важно, пусть и бывают очевидные вопросы… Как вы побороли свой ецер а ра? Дайте какие-нибудь советы? Дан

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Дан,

Нет на свете человека, который бы поборол в себе йецер а-ра (дурное стремление) окончательно. У каждого есть своя война с йецер а-ра, свой фронт. Ведь, как пишет Рамхаль в книге Месилат Йешарим (глава 1-ая), «все, что есть в этом мире как хорошее, так и плохое — служит ему (человеку) испытанием, бедность с одной стороны, а богатство — с другой… безмятежность с одной стороны, а страдание — с другой».

Для того чтобы выиграть эту войну, Творец дал нам чудесное орудие — Тору. Пишут мудрецы (трактат Кидушин 30 б): «Я создал йецер а-ра, и Я создал ему Тору в излечение». В статье «Какая связь между праздниками Песах и Шавуот?» один из аспектов этого «излечения» объясняется следующим образом: «Тора учит нас правильно смотреть на вещи, стремиться только к достойному, с одной стороны, и ненавидеть мерзости, отдаляться от них, с другой стороны. Талмуд в трактате Йевамот (103а) утверждает: “То, что хорошо для грешников, — плохо для праведников”, т.е. в глазах праведников это совершенно не является благом».

Но только изучения Торы недостаточно. Важно сделать максимальное усилие, чтобы отдалиться от всего, что может привести человека к дурным мыслям. Более того, важно, чтобы человек строго следил за тем, что он видит, что слышит, с кем общается и т.п.

В Торе сказано, что Всевышний сказал змею, которым и был йецер а-ра (Бэрейшит 3, 15): «…он (человек) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Т.е. сила человека победить дурное стремление находится в голове: обдумав свои поступки, человек может изменить их. А сила дурного стремления, йецер а-ра — в том, что он жалит в пяту. Нам необходимо понять, что имеет в виду Творец, говоря, что йецер а-ра жалит в пяту.

Если задумаемся, увидим интересную вещь: с одной стороны, пятка — наименее чувствительное место во всём теле человека. Когда человек идёт, он думает не о том, куда поставить пятку, а только о том, куда поставить пальцы ноги. А, с другой стороны, пята «держит» всего человека. Человек часто не обращает внимания, на что он смотрит, что слушает, куда ставит «свою пятку». Он не придает этому большого значения. Но важно знать, что именно эти вещи, подобно пятке, «держат» мировоззрение человека и являются его опорой, основой.

Мудрецы (см. Брахот 16а) уподобляют Тору микве — подобно тому, как миква очищает нечистых, Тора превращает грешника в праведника. Но, подобно тому, как миква не очищает того, кто во время погружения держит в руках нечистый предмет, так же и Тора не очистит человека, который погружаясь в неё, остается в грязи, того человека, который не следит за своей «пяткой».

Поэтому важно, с одной стороны, постараться выделить время каждый день на изучение Торы, и это изучение должно быть самым важным в жизни человека, а, с другой стороны, максимально следить за «пяткой». И тогда человек сможет постепенно научиться управлять своими желаниями и побороть, в определенной мере, свой йецер а-ра.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Как научиться выполнять собственные решения?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его