Темы: Интернет, Муж и Жена, Мирьям Климовская, Самосовершенствование в браке
Добрый День. Почему очень часто получается так, что ваш любимый человек перестаёт замечать и ценить то, что для него делается? Общение в интернете с друзьями доставляет больше радости и занимает больше времени, чем живое общение друг с другом. И только после недолгой разлуки вспыхивают чувства заново. Неужели разлука — единственное средство, чтобы понять, что друг без друга это мучение?
Здравствуйте!
Вы задаете очень глубокий вопрос, и ответ на него затрагивает основы еврейского мировоззрения. Дело в том, что Творец мира дал своим созданиям замечательный дар — привыкание. Без него мы просто не могли бы жить и сохранять душевное здоровье. Оно позволяет нам приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, особенно когда они меняются в худшую сторону. Оно притупляет боль неизбежных утрат и позволяет нам жить дальше и радоваться жизни. Если бы мы не могли привыкать к постоянному фону, не замечать его, нас бы каждую секунду оглушало и ослепляло обилие звуков, красок, запахов, окружающих нас. Мы не могли бы сосредоточиться ни на каком занятии, так как постоянно отвлекались бы на внешние раздражители. Новые ощущения переживаются нами ярко и остро, в отличие от привычных.
Но есть у этого благословенного дара и обратная сторона. Мы каждый день получаем от Творца огромное количество подарков: здоровье, пищу, воздух для дыхания и, прежде всего, саму жизнь. Но мы не замечаем всего этого, поскольку привыкли к этому с рождения и воспринимаем как должное. А когда мы начинаем ценить то, что имеем? Только когда лишаемся этого. Заболев или понаблюдав за больными, мы вдруг осознаем, какой это великий дар — здоровье. Измучившись жаждой, мы начинаем ценить вкус простой воды. Оказавшись в одиночестве, скучаем по близким, и т.д.
Но еврейский подход требует от нас быть благодарными за все, что получаем. Одно из значений имени Йеуда, от которого получил свое название весь еврейский народ (йеудим), — «благодарящий Б-га». Это цель нашего существования в мире — научиться благодарности. Использовать способность привыкания, чтобы спокойно переживать различные жизненные неудобства и неприятности. И действовать вопреки этой способности, чтобы сохранять свежесть восприятия и замечать все хорошее, что делает для нас Всевышний и Его посланники — близкие нам люди.
Как известно, к хорошему человек привыкает гораздо быстрее, чем к плохому. И в этом можно увидеть работу дурного начала: ведь к хорошему мы как раз и не должны привыкать! Мы должны постоянно работать над собой, чтобы замечать все хорошее, что получаем. Один из способов еврейского аутотренинга — выделить себе несколько минут в день, чтобы найти 5 моментов, за которые мы можем поблагодарить Творца. На следующий день — еще 5 моментов, и т.д. Главное — не давать чувствам «засохнуть». Это сделает нашу жизнь радостней и приятней, особенно когда способность видеть вокруг хорошее и радоваться ему станет нашей привычкой.
А теперь можно ответить на Ваш вопрос. Наши близкие особенно нуждаются в нашей благодарности. То, что близкие люди делают друг для друга, требует от них усилий и иногда причиняет им неудобства. Но мы привыкаем: муж — к тому, что дома его ждет готовый ужин; жена — к тому, что на счету есть деньги, а в доме все отремонтировано; дети — к постоянной родительской заботе. Для того чтобы помнить об этих благах и благодарить за них, нужно постоянно работать над собой — день за днем.
С привыканием связан также еще один аспект семейной жизни. Когда супруги привыкают друг к другу, их отношения теряют свежесть и остроту. Для решения этой проблемы в физической сфере существует еврейский «патент», полученный Свыше — законы семейной чистоты: периоды отдаления чередуются с периодами долгожданного воссоединения. А чтобы сохранить интерес к общению друг с другом, каждому из партнеров необходимо прилагать максимум усилий, чтобы доставить другому удовольствие, слушать его, проявлять интерес к его делам, говорить комплименты и т.п. Это сложная творческая работа, необходимая не только для построения крепких семейных отношений, но и как элементарный хесед — добро, которое люди должны делать друг другу. В этом отношении, конечно, болтовня с приятелями через интернет легче и приятнее — ведь она ни к чему не обязывает! Чем выше значимость какого-либо действия, тем больше наше дурное начало старается помешать нам в его исполнении. Наша задача — не поддаваться на его уговоры и стремиться, во что бы то ни стало, поступать правильно.
Желаю Вам построить крепкие семейные отношения и научиться постоянно видеть хорошее в жизни.
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский