Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в субботу пользоваться системой, которая распознает человеческий голос и выполняет приказы?

Темы: Запреты, Моше, Тора и наука, Суббота, Каббала, Мишкан, Животные

Отложить Отложено

Сейчас очень модно оснащать дом современными устройствами типа «Алиса», «Умный дом» и т.п., которые распознают человеческий голос и выполняют различные действия по приказу.

Вопрос: как быть с ними в субботу? Запрещено ими пользоваться? Или можно, например, сказать системе, чтобы она включила или выключила свет, я ведь ничего не нажимаю, просто говорю, это тоже запрещено?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос.

Действительно, технологии продвинулись невероятно далеко и то, что раньше считалось «из раздела фантастики», сегодня становится частью повседневной жизни обычного человека.

Такие системы — «Алекса», «Эко», «Гугл Хоум», «Алиса», «Умный дом» и т.п. — могут выполнять различные функции и работают по одному принципу: прибор получает голосовую команду и выполняет ее. Так можно «приказать» сделать практически всё — и включить свет, и заказать ужин в соседнем ресторане.

Суббота и современные технологии

Ваш вопрос — об использовании таких систем в субботу, ведь, как Вы верно замечаете, человек не производит никаких действий, а только отдает распоряжение. А прибор уже распознает его голос и сам выполняет действие. Как расценить это с точки зрения законов субботы?

Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте, как обычно, обратимся к Талмуду и более поздним источникам и попробуем разобраться, как расцениваются действия, которые совершаются по голосовому приказу человека.

Как известно, вывод о том, какие работы запрещены в субботу, мы делаем на основании того, какие работы осуществлялись при строительстве Мишкана (Скинии).

Тора сообщает, что руководил этим проектом Бецалель из колена Йегуды. Талмуд (Брахот 55а) говорит, что Бецалель выполнял работы по строительству Скинии с помощью каббалистических методов, он обладал знанием, как «соединять буквы». Т.е. Бецалель построил Скинию с помощью сочетаний букв, подобно тому, как Творец создал этот мир речениями.

«Волшебное перо»

Есть традиция, которая сообщает, что трое праведников — Йосеф, Моше и Давид — умерли в субботу. Поэтому в субботу в дневной молитве, Минхе, есть специальная траурная вставка «Цидкатха цедек» («Справедливость твоя — истинная», вставка включает поминовение душ умерших).

Однако Рош (к Псахим 10:13) пишет: не может быть, что Моше умер в субботу, поскольку мидраш говорит: в день своей смерти Моше закончил писать 13 свитков Торы, по одному для каждого колена и одну — для Ковчега Завета. Невозможно, чтобы Моше писал в субботу, ведь это одна из запрещенных работ.

Хатам Софер в своем респонсе (6:29) приводит мнение Шла а-Кадош, который отвечает на замечание Роша и говорит, что Моше написал эти Свитки посредством каббалистических речений, т.е. сделал так, чтобы перо писало само по себе, а это не является нарушением субботы. Поэтому традиция о том, что Моше умер в субботу, остается в силе. Отсюда мы можем, вроде бы, сделать вывод, что, если работа производится в результате приказа человека «предмету», это не запрещено.

Заклинания против скорпионов в субботу

Талмуд (Санхедрин 101а) говорит, что в субботу можно произнести специальный заговор-заклинание и так остановить скорпиона или змею, чтобы они не принесли вреда человеку. И хотя, вроде бы, это действие должно быть запрещено как «цида» — ловля животных (одна из 39 запрещенных в субботу работ), Мишна Брура (328:143) объясняет, что это не охота «естественным образом» и поэтому не запрещено. Отсюда также можно, вроде бы, сделать вывод: если работа совершается в результате словесного воздействия человека на «предмет» (в данном случае животное), это не запрещено.

Бык на диете

С другой стороны, Талмуд (Бава Меция 90 б) обсуждает запрет «заграждать рот быку (чтобы он не ел), когда он молотит» (см. Дварим 25:4). Отметим: этот запрет является «прообразом» других запретов и, изучая его, мудрецы делают вывод: за нарушение запрета посредством действия полагается бичевание.

Раби Йоханан говорит, что этот запрет нарушается, не только когда хозяин не дает быку есть с помощью специальной упряжи, но и когда просто кричит на животное, если оно начинает есть во время работы, приказывая ему прекратить.

Тосафот спрашивают, как, по мнению раби Йоханана, объясняется следующее противоречие: если человек нарушает другие запреты с помощью разговора, например, запрет злословия, не считается, что он совершает действие, поэтому ему не положено бичевание. Почему же в случае с быком — положено?

Тосафот предполагают, что это противоречие в подходе раби Йоханана можно объяснить так: когда человек приказывает животному не есть, в результате его приказа происходит, какое-то действие: животное перестает есть и продолжает работать без еды. А в других случаях разговор сам по себе не приводит к какому-либо действию.

Кроме того, в законах Субботы есть запрет погонять животное, даже, если это делают голосом, если при этом выполняется запрещенное действие, например, животное выносит ношу из одного владения в другое (Авода зара 15а).

На основании этого мы можем сделать вывод: когда по приказу человека выполняется какое-то запрещенное действие, это называется нарушением запрета.

Разрешение противоречия

Приведенные выше источники подводят нас к своего рода противоречию: ведь из истории с пером, которое писало в субботу, и заклинанием, которое останавливает скорпиона, можно, как кажется, сделать вывод: когда действие по приказу человека совершается в субботу само по себе, оно не запрещено. С другой стороны, мы видим, что приказать быку не есть — запрещенное действие.

На самом деле это противоречие разрешается достаточно просто. Там, где приказ человека не был запрещенным действием, речь шла о заговорах и заклинаниях. В таких случаях действие совершает не человек, поскольку он только задействовал сверхъестественные силы, которые затем работают сами по себе. А в истории с быком всё происходит естественным образом, и в этом случае приказ человека считается его действием.

Кроме того Талмуд (Бава Кама 60а) говорит: если человек использует естественные силы для нарушения законов субботы, например, ветер для того, чтобы провеивать зерно, отделяя мякину и сор, то это однозначно запрещенное действие, поскольку человек делает это намеренно (млехет махшевет).

Хотя, например, если человек разжег маленький костер, а ветер подхватил огонь и разгорелся пожар, человек не обязан платить за нанесенный ущерб, поскольку он не намеревался разжигать пожар и использовать для этого ветер.

Заключение

Мы выяснили: когда человек намеренно использует естественные силы для совершения действия, запрещенного в субботу, считается, что он нарушает субботу. Соответственно, если действия, запрещенные в субботу, выполняются по приказу человека, считается, что он нарушает субботу.

Мы здесь говорили только о голосовых распоряжениях. А ведь, возможно, при использовании этих систем нарушаются и различные запреты мудрецов, например, «вэ-дабер давар» (см. Йешаяу 58:13) — говорить в субботу о запрещенных действиях, «увдин дэ-холь» («будничные дела»), «зилута ди-шабта» («неуважение к субботе») — совершать повседневные действия, противоречащие святости субботнего дня и т. п.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше