Темы: Деньги, Суд, Яков Шуб, Зависимость, Воровство, Азарт, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом рав! Скажите, пожалуйста, разрешены ли Законом азартные игры?
Большое спасибо за интересный вопрос. Запрещено играть в азартные игры, т.к. это связано с множеством галахических и морально-этических проблем.
В двух местах Мишна говорит о том, что люди, которые играют в азартные игры, не могут свидетельствовать в еврейском суде.
Мишна (Рош а-Шана 22а) рассматривает вопрос о том, какие люди не могут свидетельствовать о появлении новой луны (данное свидетельство необходимо для освящения нового месяца). Среди прочих упоминаются две категории людей, интересующие нас. Это игроки в кости и те, кто устраивает «соревнования» голубей (чей голубь прилетит быстрее).
Мишна (Санедрин 24 б) говорит, что люди, относящиеся к этим категориям, также не могут быть свидетелями в делах, касающихся денежных вопросов, и не могут быть судьями. Далее Гемора приводит спор о том, почему они не годятся в свидетели и судьи. По мнению Рами бар Хама, причина запрета азартных игр в том, что человек изначально, делая ставку, рассчитывает выиграть, а не проиграть. Соответственно, когда выигравший забирает деньги, он делает это как бы против воли проигравшего, иными совами, обкрадывает его. Такая ситуация называется асмахта. Далее Гемора (27а) говорит, что человек, занимающийся воровством, не может быть свидетелем. И, несмотря на то, что участие в азартных играх не является прямым воровством, ведь, в конце концов, проигравший сам отдает деньги, любое действие, противоречащее закону, которое предпринимается для достижения финансовой выгоды, подобно воровству и лишает такого человека непригодным свидетельствовать.
По мнению рава Шешета, данная ситуация не является асмахта, поскольку в азартных играх человек осознает, что выигрыш зависит только от удачи, и понимает, что может проиграть. Обычная же ситуация асмахты подразумевает, что человек полагается на свои собственные навыки и умения и, соответственно, не собирается проигрывать. Рав Шешет дает другое объяснение запрету: такой человек не занимается общественно-полезной деятельностью. Раши объясняет: игрок не знаком с элементарными правилами ведения дел и не является богобоязненным, соответственно, на его мнение нельзя полагаться, поэтому он не может быть свидетелем.
Различие между этими двумя мнениями на практике видно в ситуации, когда азартные игры не являются единственным источником дохода человека. По мнению Рами бар Хама, и в этом случае играть в азартные игры запрещено, поскольку проблема заключается не в самой игре, а в получении выигрыша, что подобно воровству. По мнению же рава Шешета, проблема заключается в самом человеке, который зарабатывает на жизнь азартными играми. Поэтому человек, для которого азартные игры не являются единственным источником дохода, занимается общественно-полезной деятельностью, и, соответственно, может быть свидетелем.
Рамбам (Законы о краже 6:10) говорит, что закон установлен в соответствии с мнением Рами бар Хама. Соответственно, играть в азартные игры запрещено, по мнению мудрецов, поскольку это подобно воровству (однако, в Законах о свидетельстве 10:4 Рамбам говорит, что только профессиональные игроки не могут свидетельствовать. На первый взгляд, эти два закона противоречат друг другу. См. комментарий Кесэф Мишнэ и другие комментарии, которые разъясняют позицию Рамбама).
Тосафот, Рош и другие комментаторы (Санедрин 24 б) считают, что закон установлен в соответствии с мнением рава Шешета, т.е. запрещено играть в азартные игры профессионально и зарабатывать игрой на жизнь.
Тосафот и Мордехай уточняют: даже в соответствии с «облегчающим» мнением играть в азартные игры непрофессионально разрешено только в том случае, когда ставки делают наличными, причём деньги кладутся на игровой стол так, что победитель получает выигрыш на месте. Ситуация, когда игроки обещают заплатить через некоторое время, рассматривается как асмахта и запрещена, поскольку тут уже речь идёт о подобии воровства.
Риваш (комментатор раннего периода, Респонсы 432) дает другое объяснение. По его мнению, и Рами бар Хана, и Рав Шешет согласны, что играть в азартные игры запрещено. Различие их позиций на практике лишь в том, что Рав Шешет полагает: если человек преступил запрет и сыграл, то выигранные деньги не считаются ворованными. Однако изначально играть в азартные игры запрещено, так как это недостойное занятие, которое уводит человека с правильного пути.
Шулхан Орух (Хошен Мишпат 370:1—3) говорит, что закон установлен в соответствии с мнением Рамбама. Соответственно, играть в азартные игры запрещено, поскольку получение выигрыша таким способом подобно воровству. Рамо, в свою очередь, не согласен с этим. Он полагает, что закон установлен в соответствии с мнением Тосафот.
Кроме упомянутых галахических проблем, с азартными играми связано также множество морально-этических. Рассмотрим некоторые из них.
Гемора (Шаббат 105 б) говорит: человек, который в гневе рвет на себе одежду или бьет посуду, должен выглядеть в твоих глазах как идолопоклонник. Гемора поясняет: так дурное начало завладевает человеком — сегодня оно говорит тебе одно, завтра другое и, в конце концов, может привести человека к поклонению идолам. Таким образом, мы видим, что человек, который не в состоянии себя контролировать, в конечном итоге сойдет с правильного пути. Подобное явление мы наблюдаем и при азартных играх: в какой-то момент человек бывает настолько увлечен игрой, что теряет контроль над собой, а это может привести к нежелательным последствиям. Рав Мойше Файнштейн (Игрот Мойше, Йорэ Дэа 3:35) также говорит о запрещении занятий, которые вызывают зависимость и приводят к потере контроля над собой.
Рейшит Хохма (Шаар Кдуша 12) говорит, что азартные игры запрещены, даже когда играют не на деньги, т.к. компания игроков является «собранием насмешников». Мишна Брура (Беур Галаха 671), рассматривая обычай устраивать праздничные трапезы в Хануку, резко высказывается против тех, кто проводит это время за игрой в карты, и говорит, что достойные люди должны остерегаться подобных занятий.
Зачастую азартные игры могут стать причиной семейных проблем и даже развода. Уже в эпоху ришойним (ранних комментаторов) обсуждался вопрос о семейных отношениях, разрушенных из-за увлечения азартными играми. Рош (респонс 82:2) отвечает на вопрос женщины, которая требует развода из-за приверженности мужа азартным играм. Ритво (респонс 146), в свою очередь, отвечает на вопрос семьи невесты, которая решила расторгнуть помолвку, узнав, что жених увлекается азартными играми.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Игры, азарт и азартные игры в иудаизме
Свидетели и лжесвидетели
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Ита Минкина
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Моше Пантелят
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли как-то избежать страданий?
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Как простить, когда душа не успокаивается?
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Берл Набутовский
Ещё не поздно попросить прощения...
Рав Моше Гекрайтер
Ашем не прощает, пока не простит обиженный человек?
Рав Бенцион Зильбер
Что значит "деньги прощать нельзя"?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Моше Гекрайтер
Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся?
Рав Бенцион Зильбер
За несоблюдение Пятой Заповеди детям грозит наказание. Как родители могут им помочь?
Рав Яков Шуб
Сделать родителям укол — это значит нанести им рану или повреждение? А если они сами просят? А если им больше не к кому обратиться? А если родители хотят, чтобы процедура была бесплатной? А если для мамы из всех врачей существует только ее сын?