Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему критика Израиля за войну в Газе приравнивается к антисемитизму?

Темы: Христианство, Ненависть, Ишмаэль, Антисемитизм, Эйсав, Германия, Чувства и разум

Отложить Отложено

Здравствуйте! Почему сегодня критика Израиля и того, что он делает с палестинцами, приравнивается к антисемитизму?

Ведь многие из критиков Израиля не имеют ничего против евреев, а часто и сами являются евреями. Но они против того, что Израиль, государство, основанное и управляемое сионистами, массово убивает палестинцев и не дает им основать свое государство. Как говорят они сами, они не антисемиты, а антисионисты. Почему их точка зрения делегитимируется? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Поднятую Вами тему важно прояснить. Особенно в свете последних событий — и прошлого года, 7 октября, когда Хамас предпринял ужасающую террористическую атаку против Израиля, и прошлой недели, когда уже в Амстердаме евреи подверглись буквально погрому со стороны собратьев тех же палестинцев. Всё это — антисемитизм или естественная реакция сочувствующих на страдания палестинцев?

Евреи разные — а антисемитизм?

Что такое антисемитизм?

Ненависть к евреям.

Да, но какая ненависть, и к каким евреям? — спрашивают некоторые.

В одной статье даже видел такую идею: антисемитизм, которые признан бесспорным злом и безоговорочно осуждается, — это по отношению к тем евреям, что были в Европе: интеллигентам и очкарикам, сильным умом, но не мускулами. Их ненавидели за то, что они не «настоящие мужчины», «слабаки», что не умеют воевать и строить, что у них нет своей страны, что всего достигают хитростью и пронырливостью — будучи неспособны отстоять себя в прямой и честной борьбе.

Но израильтяне, о которых сегодня идет речь, это нечто противоположное. Это евреи, которые именно что стали всем тем, чем они в других странах не являются: основателями и строителями своей страны и воинами, периодически ведущими боевые действия против соседей, и весьма круто. Именно что «мужчины», причем, похоже, с выраженной «мужской» склонностью к решению проблем силовыми методами, жестко.

Получается, пишет автор статьи (сам, разумеется, еврей), что эти израильтяне не являются теми «евреями», против которых обычно направлен антисемитизм. А значит, неприязнь к ним не является тем самым «антисемитизмом». Антисемитизм — это ненависть к евреям как к «низшей расе», тогда как антисионизм — это обвинение израильтян в расизме. Самым крайним и катастрофическим проявлением антисемитизма стал нацизм, но ведь теперь сами евреи «ведут себя как нацисты»! Следовательно, обвинения в этом — вовсе не антисемитизм, а наоборот, продолжение той же борьбы с нацизмом — проявлениями расизма и использованием грубой силы.

Он прав?

Термин «антисемитизм» возник сравнительно недавно — в 19 веке — и был популяризирован немецким публицистом Вильгельмом Марром. Причем для него самого это слово было вовсе не ругательным: он назвал группу своих приверженцев «антисемитской лигой».

Германия тогда объединялась, и обоснованием этого служил тот факт, что ее граждане — народ, фольк — живут в одной, своей стране и говорит на одном, своем языке. Поэтому термин «антисемитизм» стал обозначать тот тип ненависти к евреям, который входил в моду тогда: ненависть к «чужакам», у которых нет своей страны и которые не являются частью «нашего» народа, не строят, не воюют вместе с нами, а «паразитируют». И вообще — мерзкие недочеловеки. Германия — для немцев, для наших строителей и воинов, а не для этих.

И только тогда, когда эта идея привела в той стране к Холокосту, ужаснувшийся на минутку мир признал зло и неприемлемость антисемитизма, и с тех пор быть «антисемитом» стало немодно.

Антисемитизма нет, но ненависть есть

Вот только ненависть к евреям появилась вовсе не в 19 веке, а тысячелетиями раньше. Слова «антисемитизм» не было, а ненависть была, причем «по содержанию» менялась неоднократно, да и евреи тоже менялись. Неизменным было одно: преследования и массовые убийства евреев.

Возникла эта ненависть к евреям еще в античные времена, когда о расе мало кто думал, зато некоторые, особенно греки, считали свою культуру венцом творения, а всё, что в нее не вписывалось, — варварством. Особенным варварством считалось обрезание. И вообще евреи были виноваты в обособленности и соблюдении законов своей религии — а те, разумеется, предусматривали такое варварство, как человеческие жертвоприношения. Или установку ослиной головы в Храме и поклонение ей. Обоснованность обвинений — как обычно. Гонения и погромы, к которым всё это временами приводило, — тоже. Вот только современные историки затрудняются с термином, которым следует определить эту ненависть. Ведь «антисемитизм» — понятие современное, значит, это был не он… Но что же тогда? Некоторые останавливаются на термине «антииудаизм» — и на том спасибо.

Да, большое спасибо, ибо это позволяет объяснить, почему и некоторые евреи, увлекшиеся греческой (эллинистической) культурой, решили выступить на стороне тех, кто пытался силой приобщить евреев к этой культуре и отказаться от своей «варварской» религии. И даже оказались в авангарде движения. Разумеется, назвать их «антисемитами» никак нельзя, ведь еще и слова такого нет, да они и сами евреи — ну вот, значит, «антииудаисты». И на практике — участники гонений на еврейскую веру и борьбы против еврейской идентичности, а то и их инициаторы.

А какого «типа» были тогда евреи? Те, кто жил на своей земле были в основном земледельцами, элита — коаним, священниками. А еще евреи были воинами: когда гонения стали нестерпимыми, именно священники — Хашмонаим (Хасмонеи) — возглавили восстание и сами воевали с греко-сирийскими армиями. Эти евреи, увлекшиеся греческой культурой, были ближе к тому типу, который сегодня назвали бы интеллигенцией, но остальные евреи — нет. Так что и по природе неприязни, и по ее объектам тем же «антисемитизмом» это не было.

Юрий Слезкин в своей книге «Эра Меркурия. Евреи в современном мире» классифицирует: люди делятся на «аполлонийцев» и «меркурианцев»: первый тип — «местный житель», обычно земледелец, воин или аристократ, более сильный физически и юридически, обладающий бОльшими правами, «у себя дома». Второй — «чужак», часто торговец или представитель интеллигентской профессии, обслуживающий первого. Может обладать меньшими правами, но быть более умным, красноречивым, изобретательным, изворотливым: чтобы выживать вопреки физической и правовой слабости.

Согласно этой классификации, на протяжении последних тысячелетий евреи были «меркурианцами», пребывающими и перемещающимися среди «аполлонийцев» — европейских народов. Но до изгнания, когда жили на своей земле, — скорее, были «аполлонийцами». И если антисемитизм — это ненависть именно «аполлонийцев» к «меркурианцам», то не всегда ненависть к евреям вписывалась в это определение. Но — существовала!

Не антисемитизм, а борьба за истинную веру

Ну, а затем были века христианской ненависти к евреям как к приверженцам «неправильной» религии, отвергшим «правильную» в качестве продолжения своей, да еще и «распявшим» того, на поклонении кому эта «правильная» религия основана. Да и за многое другое, вечно эти евреи что-то против нас замышляют. И христианских младенцев убивают, используя их кровь для мацы, и гостию оскверняют, и колодцы отравляют: видите, сколько народу умерло от чумы! Тогда, конечно, евреи уже были «меркурианцами», но ненависть, тем не менее, по-прежнему была не расовой, а идеологической, религиозной.

Поэтому, как и в случае с античным «антииудаизмом» в отличие от расового антисемитизма, можно было «решить проблему» и мирным путем: пусть еврей примет «правильную» религию, и всё станет хорошо. И были евреи, которые принимали! Больше — под давлением и страхом, но были и искренние. Некоторые из них потом даже вызывали на диспуты своих бывших собратьев, чтобы доказать всем «ложность» еврейской веры. Например, выкрест Пабло Кристиани, который инициировал кампанию по обращению других евреев в христианство и добился от испанского короля указа о проведении диспута, в котором был вынужден участвовать великий мудрец Рамбан[i]. Аргументы Рамбана в пользу иудаизма оказались очень вескими, поэтому диспут был прерван, а Рамбану пришлось бежать из Испании. Позже Кристиани убедил французского короля обязать евреев носить опознавательные знаки.

Такой выкрест, как Пабло Кристиани, — антисемит? Помилуйте, он же сам еврей! И искренне счел остальных евреев заблуждающимися, которых надо заставить признать истину. Какие к нему претензии? Впрочем, и обычный тогдашний нееврей, преследующий евреев, даже и не понял бы, что такое «антисемит», потому что слова такого еще не было. Зато была ненависть к евреям, были кровавые наветы и погромы, и инквизиция, и массовое сожжение на кострах, и изгнания — то из одной страны, то из другой. И каждый такой диспут или указ об отличительных знаках, даже инициированный искренним евреем, способствовал усилению гонений и погромов — и таким образом приводил к массовой гибели его собратьев. Но он не антисемит, не смейте его в этом обвинять!

Ближе к нашему времени не были антисемитами, конечно, и борцы с «безродными космополитами» и «врачами-убийцами». Они же четко разъяснили, против кого они. И когда изгоняли из партии, с последующим арестом, Иоганна Альтмана[ii], он почти убедил суд в абсурдности обвинений, когда в наступившей тишине скрипучий голос произнес: «Не-у-бе-ди-тельно». Это было произнесено Лазарем Лагиным, автором «Хоттабыча»… Который был искренне, понятно, убежден во всегдашней правоте родной партии, ведущей нас к всеобщему братству.

От антисемитизма Эйсава к антисионизму Ишмаэля

Ну, а сегодня препятствие на пути к тому братству — разумеется, жестокое обращение злых сионистов с бедными палестинцами. Никакого антисемитизма, ведь теперь евреи снова другие и ненависть к ним идет с другой стороны. Если в Европе они были «меркурианцами» и их ненавидели за то, что они «не настоящие мужчины» и «низшая раса», теперь израильтяне по типу больше походят на «аполлонийцев», строителей и бойцов. И ненавидят их за то, что они «слишком мужчины», обвиняют их самих в расизме. Старый антисемитизм был правым, националистическим, а нынешний — левый, «интернационалистический».

В прошлом «грехом» еврея было то, что у него нет своей страны и он «паразитирует» на нашей — или организует «международный еврейский заговор», будучи «безродным космополитом». Германия для немцев, а ну — не пачкать и не отравлять тут!

А теперь «грех» еврея в том, что у него есть своя страна. Израиль для евреев? Нехорошо, это национализм, теперь каждая страна должна быть «для всех своих граждан». И какое теперь различие между Германией и Израилем? А никакого: и та, и та страна — для мусульман! Не согласен? — Ты исламофоб и расист.

Да, товарищи, в этом всё дело. В том, что уже неоднократно обсуждали: переходе господства на нынешнем этапе изгнания — от Эдома-Рима, потомка Эйсава, и наследующей ему христианской цивилизации, к Ишмаэлю, к мусульманской цивилизации. И соответственно — изменение состояния всего мира: раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступил «мир Ишмаэля».

До событий 20 века изгнание евреев периода Эдома-Эйсава означало буквально господство Запада — и физическое, и идейное. Эйсав — западный белый человек — колонизировал весь мир и был всегда прав. Но в течение 20 века всё изменилось: страны Запада ослабили друг друга в мировых войнах, а их колонии освободились и стали независимым большинством. Теперь уже их представители наводняют Запад и всегда правы. А особенно — мусульманин-Ишмаэль. Ибо Эйсав в свое время женился на дочери Ишмаэля (Берешит 28:9). До сих пор в «семье» царил «патриархат», «муж» бил, «жена» пикнуть не смела. Но теперь феминизм. «Муж» формально «глава семьи», но в то же время известно, кто в доме главный.

Запад-Эйсав унаследовал от своего отца Ицхака строгость и дисциплину (гвура), трудолюбие и способность строить, но сам довел эти качества до крайности — нетерпимости и жестокости. Только подобные ему люди труда и культуры достойны уважения, остальные — варвары и недочеловеки.

Ишмаэль, наоборот, унаследовал от своего отца Авраама милосердие и любовь (хесед), но сам довел их до крайности — разнузданности и дикости. Теперь любить надо всех-всех-всех, даже если они действительно варвары и дикари, как сам Ишмаэль, терпеть от них всё и не требовать ничего.

Вот и перешли мы от нетерпимого расизма Эйсава к нетерпимому антирасизму Ишмаэля. От крайнего национализма первого к крайнему «интернационализму» поклонников последнего.

В одном они схожи: от обоих страдает оставшийся посередине еврей Яаков. Для Эйсава он недочеловек, по отношению к Яакову Эйсав — расист. А для Ишмаэля Яаков — сам расист, в этом Ишмаэль его обвиняет.

Разница? Раньше бегали по европейским городам нацистские молодчики, преследуя и избивая евреев за то, что они «низшая раса», и крича «юде». А теперь бегают по тем же европейским городам арабские молодчики, преследуя и избивая евреев за то, что они «сионисты», и крича о «палестинских детях». По тому же Амстердаму, где пряталась от нацистов и писала свой дневник Анна Франк.

Как бегали в прошлом христианские молодчики, преследуя и избивая евреев за то, что они «враги Христа». Какой антисемитизм? Просто сердце болит за веру или палестинских детей, пусть эти сионисты прекратят! И тогда тысячелетняя ненависть к евреям и стремление их за что-то разгромить исчезнет, потому что, наконец-то, не за что станет громить. Правильно?

«Не ненавидим, а критикуем!»

Что видим? На разных этапах истории ненависть к евреям становится иной, и даже если людям других поколений очевидно, что эта ненависть беспочвенна, самому тому поколению она может казаться весьма логичной. И они искренне считают, что их обвинения — не проявление иррациональной ненависти, а обоснованная критика и борьба со злом.

В глазах человека Средневековья, истово верующего христианина, еврей действительно мог быть виновен в распятии его идола и во всем остальном, в чем его обвиняли. И меры против него оправданы.

В декрете об изгнании евреев из Испании Фердинанд и Изабелла всерьез объявляли: евреи опасны тем, что совращают верных христиан. Мы пытались решить проблему, разделяя их в городах, но это не работает. Поэтому мы вынуждены потребовать их ухода, а до того срока они будут под нашей защитой и смогут свободно продать свое имущество, и пусть никто их не трогает. Всё логично и даже максимально милосердно, понимаете?

Европеец 19 и начала 20 века всерьез видел в еврее жуликоватого проныру и вообще мерзкого недочеловека. Это и в русской классике есть: великие писатели транслировали господствующие в том обществе стереотипы. (И да, сами нередко были их носителями. Гоголь, Достоевский, а временами и Тургенев, как и обо всем, честно писали…) Пусть для нас всё это и абсурд, а в результате Холокоста ненависть того типа — антисемитизм — была дискредитирована и признана великим злом.

Вот и теперь в глазах арабов и тех, кто им сочувствует, еврей-израильтянин — расист и убийца, сам подобный нацисту. Да, не любим — за конкретные «дела». Вот разрушенные городские кварталы и убитые палестинские дети! И за это осуждаем Израиль и взываем на весь мир к правосудию. Правда в результате подогревается ненависть ко всем евреям, ведущая к их массовым преследованиям… Но ведь эти бедные палестинцы в таком отчаянии, а злые сионисты так упрямы и отказываются прекратить оккупацию и дать наконец палестинцам свое государство!

Не будем тут долго доказывать несправедливость обвинений. Объяснять, что Израиль вынужден защищаться, что террористы используют мирных жителей как живой щит, а Израиль старается минимизировать потери среди гражданского населения и даже предупреждает об ударах; что статистика сопутствующих потерь меньше среднего по миру, да и что не совсем «мирные» эти жители, и т.д. Что государство было по факту предоставлено палестинцам, когда в 2005 году Израиль полностью покинул Газу, вывел и армию, и поселенцев. Но вместо того, чтобы строить свою жизнь, палестинцы вручили власть террористам Хамаса и вложили все средства в тоннели и ракеты. И атаковали Израиль, нарушив его международно признанные границы. Что цель у них явно одна: не своя жизнь, а лишение жизни евреев, уничтожение Израиля. Уж 7 октября всё стало очень хорошо — слишком хорошо — видно, если только не закрывать глаза. И почему мы должны верить, что остальные палестинцы воспользуются своей «свободой» иначе?

На истовых антисионистов все эти доводы действуют не сильнее, чем на прежних антисемитов — доказательства, что евреи не могли совершать человеческие жертвоприношения или употреблять кровь христианских младенцев. Им давно всё и так ясно. Факты — вещь упрямая, но вера и эмоции еще упрямее. Бей жидов!!! Бойкотируй Израиль!!! Свободу Палестине!

Когда и этот тип ненависти к еврею, этот «антисионизм» будет признан великим злом? А когда и он, не дай Б-г, приведет к Холокосту, который изначально не сочтут повторением первого: ведь это не уничтожение невинных индивидуальных евреев, а демонтаж виновного еврейского государства. Только потом ужаснутся.

Вот только нам почему-то очень не хочется доводить до того этапа. Поэтому приходится бороться на этом этапе, даже если кому-то это очень не нравится.

Главное сегодняшнее зло

Борьба с антисемитизмом, пардон, ненавистью к евреям, актуальна и реальна, только когда ее ведут именно против того типа ненависти, который опасен в конкретное время. Сегодня уже не надо доказывать, что евреи не убивают христианских младенцев, тем более — что они в своем Храме не приносят людей в жертву. Уже не на это злы враги евреев, не это кажется им реальным. Потому и осуждение Холокоста и питавшей его идеи уже не является лакмусовой бумажкой для проверки отношения частного человека или политического деятеля к евреям.

Легко пинать мертвого нацистского «льва». Ты попробуй пни живого — исламо-лево-антисионистского.

Недостаточно с ужасом и осуждением рассказывать о толпах немецких расистов, избивавших евреев в прошлом. Расскажи о занимающихся тем же сегодня толпах арабских «антисионистов». Выйди и их осуди, докажи их неправоту и зло. Вот тогда поверим, что ты истинный друг евреев. Ведь друг познается в беде. Нынешней.

И толпы беснующихся по тому же поводу студентов на Западе осуди. Их призывы к бойкотам и санкциям, к лишению Израиля возможности иметь сильную армию и экономику. Осуществление их планов — угроза для мира и выживания миллионов живущих в Израиле евреев. Среди которых вовсе и не все сионисты («сионизм» вообще сегодня уже не тот, что был в прошлом веке), но это и неважно. И уж хотя бы сам не вставай в ряды этих борцов за Палестину «от реки до моря» — то есть всю территорию Эрец-Исраэль без евреев, иными словами, юденрайн.

Иначе — извини. Можно спорить о том, называется ли этот антисионизм «антисемитизмом», но врагами еврейского народа его носители точно являются. А если они сами евреи, то… Не будем пользоваться словами «предатели» или «полезные идиоты», все мы тут хорошие и умные люди, но… товарищи, вы глубоко заблуждаетесь, и это очень опасно. Своими словами и действиями вы подвергаете своих собратьев великой угрозе.

Ибо одно точно: как «антисемитизм» был главной опасностью для евреев вчера, так «антисионизм» — главная опасность для них сегодня и поэтому — главное зло. И главным направлением борьбы за евреев и их выживание на данный момент является именно борьба против «антисионизма». Да избавит нас Б-г от этого зла и да поможет выжить, как помог на всех предыдущих этапах истории с их типами ненависти к евреям. Под каким бы предлогом ни пытались нас уничтожить, наш народ продолжит жить — Ам Исраэль Хай!

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[ii] Иоганн Альтман — литературовед, театровед, военный корреспондент, был дважды ранен, контужен, демобилизован в звании подполковника, заместитель художественного руководителя Московского государственного еврейского театра до его закрытия.

Материалы по теме


«Акедат Ицхак» буквально означает «связывание Ицхака». Об этом рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера. Конечно же, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было Читать дальше