Из цикла «Орхот цадиким», темы: Ненависть, Зависть, Злодей, Любовь, Месть, Орхот цадиким, Исправление качеств, Самосовершенствование
О ненависти /сина/ сказано: «Не ненавидь брата своего в сердце своем» (Ваикра 19; 17); это заповедь «лав», то есть запрет. А это значит, что мы должны искоренить ненависть и выбросить ее из наших душ[1]. Это качество приводит ко многим преступлениям, и одно из них — злословие /лашон а-ра/. Ибо ненавидящий ближнего постоянно порицает его и злословит и верит злословию о нем, и всегда желает ему зла, и рад его беде. К ущербу приведет и готовность ненавидящего любым способом нанести ущерб тому, кого ненавидит. Он злопамятствует /нотер/ и мстит, и не пожалеет врага, даже если тот очень беден и нуждается. Из-за ненависти он порицает добрые дела своего врага и делает их ненавистными в своих глазах и в глазах других. И отрицает добрые качества своего врага, и не признает его правду, а если тот должен ему, — преследует его.
Существуют несколько видов ненависти: один ненавидит другого за ущерб, который тот нанес ему, или ударил его; за то, что тот осрамил его или оклеветал и тому подобное. И если в ком-либо пробудилась ненависть из-за подобного, ему не следует молчать, как сказано о злодеях: «И Авшалом не говорил с Амноном, ни хорошо, ни плохо, потому что Авшалом возненавидел Амнона» (Шмуэль II 13; 22). Добрым делом будет оповестить и сказать: «почему ты сделан мне так-то и так-то?» — ибо сказано: «Укори ближнего своего» (Ваикра 19; 17). И если тот раскается и попросит прощения, — простить ему. И тот, кто прощает, да не будет жестоким и безжалостным, как сказано (Берешит 20; 17): «И Авраам молился» /об Авимелехе/. И даже если не попросит прощения, — да не возненавидит его, но пусть ведет себя с ним по-дружески, и в конце концов обидчик исправит содеянное.
Есть сугубо отрицательный вид ненависти — это ненависть беспричинная, она же разрушила Второй Храм. А ненависть из-за зависти еще хуже. Следует воспитывать самого себя, чтобы отдалиться от этого. А бывает, что человек ненавидит ближнего за то, что тот не оказывает ему добра или не дарит ожидаемые дары, или не одалживает ему в час нужды. Следует удалиться от всего этого и подобного этому, но с любовью принимать то, что суждено Создателем, и не надеяться на людей. Пусть подумает: если бы я был достоин пред Всевышним, то Он дал бы мне все, что требуется, и без подачек от людей и их одолжений. А если человек в бедности и нужде или болен и страдает, пусть подумает о том, что все это суждено Создателем к его собственному благу, и пусть принимает с любовью. И нет сомнения, что если он поступит так, — всякая ненависть уйдет из его сердца. Это великая основа и крепкая опора человеку в исполнении Закона и заповедей! И тот, кто ведет себя таким образом, то есть все принимает с любовью и говорит о своих бедах: «и это к лучшему!», и думает так, и рад суду и наказаниям Создателя, — близок он к тому, чтобы достичь любви ко Всевышнему. Он избегнет любой ненависти и всякой вражды, и зависти.
Обычно люди ненавидят того, кто обладает таким же ремеслом, то есть конкурента. Все это ничтожно и низменно, ибо каждый должен подумать, что он не может заработать больше, чем суждено ему Создателем.
А худший из всех видов ненависти и вреднейший из них — это ненависть к тем, кто порицает и упрекает, указывая праведный путь, как сказано: «Ненавидят тех, кто публично наставляет людей» (Амос 5; 10). И есть ненависть еще хуже предыдущей — это ненависть к тем, кто творит добро и стремится к справедливости, как сказано: «Они враждуют со мной за то, что я стремлюсь к добру» (Теилим 38; 21). Идущие по этому пути как бы ненавидят Всевышнего, ибо они ненавидят любящих Его и ненавидят Учение и заповеди, поскольку им отвратительны и ненавистны те, кто исполняет заповеди.
Сказал мудрец: «Хочешь, чтобы твой друг тебя возненавидел, — посещай его часто. Хочешь, чтобы он тебя любил, — посещай его редко». И об этом сказано: «Не давай своим ногам ступать в дом твоего друга, дабы он не пресытился тобой и не возненавидел тебя» (Мишлей 25; 17).
Знай же, что ненавидящего людей — люди возненавидят. И тот, кто растит ненависть в сердце своем, навлекает на себя беду. А любовь не во Имя Всевышнего обратится в великую ненависть и ужасную зависть. Как сказано об Амноне: «И возненавидел ее великой ненавистью, ибо ненависть, какою он ее ненавидел, была больше любви, какою он ее любил» (Шмуэль II 13; 15).
Не верь совету ненавистника и врага, как сказано: «Лживы поцелуи врага» (Мишлей 27; 6). И знай, что многие люди выказывают свою любовь лишь словами, — и не исключено, что они ненавидят в сердце своем. Не следует верить им, как сказано: «Устами своими притворяется ненавистник, а в душе у него коварство» (там же 26; 24). Он льстит тебе и говорит с тобою мягко, — не склоняйся к нему, как сказано: «Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» (там же 26; 25). Так же выказал Иоав Авнэру бен-Нэру и Амасе бен-Етэру мир и любовь, а потом убил их; и так же поступил Ишмаэль бен-Нетания с Гедалией бен-Ахикамом, пока не убил его. Сказал мудрец: «Лучшее во всем, что ты думаешь о ненавидящем тебя, — это мысль о том, как превратить его в друга своего, если сможешь».
Но вот ненависть, которая обязательна, — это ненависть к нечестивцу, не слушающему укоризн и увещеваний. Заповедано ненавидеть его, как сказано: «Страх пред Всевышним — ненависть ко злу» (Мишлей 8; 13); и сказано: «Ведь ненавидящих Тебя ненавижу и с восстающими на Тебя ссорюсь! Лютой ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне» (Теилим 139; 21—22). Ненавидь ложь и обман!
И в заключение: ненавидь все, что мешает тебе любить Всевышнего и удаляет тебя от любви к Нему, как сказано: «Всякий путь лжи ненавижу я» (там же 119; 128). Это великое правило: ненавидеть всякий путь лжи! А где увеличишь ненависть к несправедливости и злу, там прибавишь любви к Учению, как написано: «Ложь ненавижу и гнушаюсь ею, Тору Твою люблю я» (там же 119; 163). И люби правду и мир, как написано: «Правду и мир любите» (Зхария 8; 19).
[1] Это значит, что в человеке от природы заложена ненависть и, чтобы измениться, человек должен самосовершенствоваться.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей