Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Довольно неожиданное утверждение выдал на днях новый министр иностранных дел Израиля Яир Лапид - по сути, новое определение антисемитизма:
«Антисемиты были не только в будапештском гетто. Антисемитами были работорговцы, которые бросали в океан скованных цепями рабов с невольничьих судов. Антисемиты - это члены племени хуту в Руанде, которые убивали тутси. Это мусульманские фанатики, которые за последнее десятилетие убили более 20 миллионов других мусульман... Это ИГИЛ и Боко Харам. Это те, кто убивают молодых людей из ЛГБТ-сообщества.
Антисемиты – это те, кто преследует других не из-за того, что они сделали, а из-за того, кем они являются, из-за того, в какой семье они родились… Это любой, кто хочет убивать, уничтожать, преследовать и депортировать людей только потому, что они отличаются от него!»
Нет нужды объяснять, что определение, мягко говоря, не традиционное. Ведь доселе термин «антисемитизм» понимался и использовался именно в значении ненависти к евреям.
Другое дело, что к этому термину были придирки: ведь «семитами» в науке называют всех потомков «Сема», то есть Шема, сына Ноаха, включая и арабов. Поэтому слышны заявления: арабы не могут быть антисемитами по определению - они же и сами «семиты». Значит, даже если они ненавидят Израиль или евреев - все равно это не антисемитизм.
А какая разница, если они кого-то ненавидят ни за что и пытаются убить? А вот большая: именно «антисемитизм» стал страшным грехом, особенно после того, как привел к Холокосту. Поэтому если ты попадаешь под определение «антисемита», то недалеко и до ярлыка «нациста» и полной делигитимации, а если не попадаешь - не так страшно. Даже если по факту ненавидишь евреев так же сильно, как Гитлер, и стремишься их всех уничтожить. Тем более - если хочешь уничтожить даже не евреев, а «всего лишь» государство Израиль.
Поэтому сегодня лидеры Ирана могут говорить о желании «стереть Израиль с карты мира» - но при этом утверждать, что они не антисемиты. Вот, ведь и у нас в Иране есть евреи, и мы их не трогаем.
И, конечно, леволиберальные силы на современном Западе могут обвинять Израиль во всех смертных и призывать к санкциям и бойкоту, как поступил на днях производитель мороженого Ben & Jerry's. Но при этом настаивать, что это разрешенная в свободном обществе критика государства, но никак не антисемитизм, и очень обижаться на обвинения в таковом.
Тем более что многие из таких «критиков» Израиля - евреи. Вот видите, как же вы называете это антисемитизмом, не могут же сами евреи быть антисемитами! Да и нееврейские «критики» Израиля часто любят евреев - так что не надо обвинять их в антисемитизме!
Возможно, именно с такими уловками пытается тут бороться Лапид: они пользуются узким определением конкретного термина «антисемитизм», чтобы легитимировать ненависть к Израилю - так мы расширим определение «антисемитизма». Назовем этим словом любую ненависть к другому не за то, что он как-то поступает, а просто за то, что существует. Вот и ненависть к Израилю - отрицание его права существовать - антисемитизм, даже если ты терпишь евреев у себя в Иране, или даже любишь их у себя в Америке - или даже если сам являешься евреем.
Проблема в том, что такая логика несет Лапида и дальше, и он, похоже, сам не замечает, как его заносит в противоположную крайность и просто абсурд.
Рабовладельцы, истязающие или убивающие чернокожих - тоже антисемиты. То есть, получается, расизм в любой форме - это антисемитизм? И все чернокожие, от тех же рабов старого Юга до современных Флойдов - жертвы антисемитизма?
Более того, мусульмане, убивающие мусульман других течений - тоже антисемиты. То есть, получается, любая ненависть на религиозной почве? И если мусульмане, убивающие других мусульман - антисемиты, то и мусульмане, убивающие христиан - и христиане, убивающие мусульман! И христиане, убивающие христиан других течений! А то какая разница.
И - ой как тут станет весело. Например, казаки Хмельницкого, подвергшие евреев ужасающим погромам в 1648-49 гг. - конечно, антисемиты. Но когда их самих били поляки-католики за то, что они православные - они были жертвами антисемитизма! Как и сами поляки, когда их били те же казаки - за то, что они католики! Все там были жертвами антисемитизма: и католики-поляки, и православные казаки - и, да, евреи тоже.
Или когда Мартин Лютер заходится ненавистью к евреям, он антисемит. Но когда его протестантов бьют в религиозных войнах католики, то они сами - жертвы антисемитизма! И католики, когда их бьют протестанты. Все религиозные войны того времени, включая Варфоломеевскую ночь - сплошной антисемитизм.
И вообще чего это мы обвиняем христианство в многовековом антисемитизме? Оно - его жертва! Сначала его преследовали римляне - антисемитизм! Потом римляне его уже приняли в качестве собственной государственной религии, но оно само распалось на многие течения, и все случаи ненависти представителей одного к другому - антисемитизм. И когда христиан били мусульмане - мавры при захвате Испании или турки при захвате юго-востока Европы - то христиане тоже становились жертвами антисемитизма.
Но это еще не все. Ведь религиозное вероисповедание - это не просто то, чем человек является, в какой семье родился, как, например, цвет кожи. Это идеология. Значит, любая неприязнь на идеологической почве - тоже антисемитизм.
Ну тогда вообще… Все погибшие в эпоху Революции и Гражданской войны - жертвы антисемитизма! Что революционеры разных мастей, что их оппоненты. И все, кого убивали по классовому признаку в советскую эпоху. И те, кого гильотинировали по такому же принципу в эпоху Французской революции. Да и вообще, ведь в любой стране обычно возникают свои политические движения и партии, либералы и консерваторы, их разногласия частенько перерастают в неприязнь - все это, получается, антисемитизм. И когда либералы и патриоты в России не любят друг друга, и демократы и республиканцы (или трамписты и их оппоненты) в Америке - все антисемитизм.
И не слишком ли мы тут увлеклись?
И не обесценили ли в процессе само понятие антисемитизма?
Останется нам только распространить это определение и на неприязнь разных видов животного мира друг к другу - ведь тоже только потому, что «родились другими». И вместо детского вопроса из книги Кассиля «А наша кошка - тоже еврейка?» получим вполне взрослый и серьезный: «А наша собака - антисемитка?» Когда на кошку рычит. Ведь встречалось мне выражение «зоологический антисемитизм», или «звериный» - так, может, в самом деле?
Да и если цель - объяснить, почему несправедливая критика Израиля - тоже антисемитизм, это легко повернуть против самого Израиля: ведь если убиение одних мусульман другими - антисемитизм, то и убиение любого мусульманина Израилем - тоже! Еврей, убивающий мусульманина или араба любого вероисповедания - такой же антисемит, как мусульманин, убивающий еврея! Вот и будет формальное оправдание как раз тем, кто утверждает, что теперь палестинцы - «жертвы холокоста», который осуществляют израильтяне - новые «нацисты». Да, это и есть антисемитизм, сами же сказали!
Палестинцев, если и убивают, то за дело, за терроризм? Так ведь всех всегда «за дело»! Евреев - за то, что «убивают христианских младенцев» или «оскверняют гостию», или «загрязняют арийцев своей нечистой кровью». Или за то, что молятся не так - как и мусульмане и христиане всех течений друг друга. И коммунисты, и все левые и правые друг друга - за дело! За то, что не туда тянут страну, губят ее. И полицейские чернокожих - за то, что «они уголовники», а полицейских демонизируют за то, что «они расисты».
Кстати, евреи друг друга, к сожалению, тоже могут не любить - они тоже разделены на многие группы, хотя до кровопролития обычно, слава Б-гу, не доходит. И действительно иногда одни евреи жалуются на отношение со стороны других, сходное с антисемитизмом. Так что же, серьезно включим в это определение?
Так что для начала давайте успокоимся и скажем: существует на свете много разделений людей на группы: народы, религии, политические движения. Между ними естественным образом могут возникать идейные разногласия или нестыковки, и при этом возникать неоправданная личная неприязнь, когда создается впечатление, что человек по ту сторону баррикады умышленно ведет себя «не так». И - желание «наказать» его или «дать отпор», «защититься от угрозы», которую он явно представляет.
Если и существует общий термин, обозначающий этот феномен, то это - «беспричинная ненависть» (синат хинам). Ею обычно у нас обозначают именно неприязнь одних евреев к другим, воистину печальное и постыдное явление, которое, по словам мудрецов, привело к последнему разрушению Храма и изгнанию. Но, как мы определили, корень этой неприязни - именно отчуждение людей друг от друга, деление на разные группы, «своих» и «чужих», в результате чего последние перестают восприниматься как отдельные люди, а предстают как одна «темная», «угрожающая» масса. На которую можно также навешивать ярлыки: «недочеловеки» или «расисты», «предатели» или «агрессоры», «еретики» или «фанатики». «Они». «Эти». Хотя кто-то из них, взятый в отдельности, может оказаться «евреем, но хорошим человеком».
В этом плане, вроде бы, термин «беспричинная ненависть» справедлив и корректен по отношению ко всем упомянутым типам. И, в общем, Лапид прав в том, что все они - зло, о котором надо предостерегать и всеми силами избегать.
Или, если говорить не просто об отношении к другим людям, а конкретно о преступлении против них, то даже не в еврейской классической литературе, а в современном мире существует понятие hate crime - «преступление на почве ненависти». То есть «совершенное по мотивам нетерпимости в отношении той или иной социальной группы», в его «основе лежит мотив предубеждения». «К этому типу относят преступления по мотивам расы, цвета кожи, национальности, этнического происхождения, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентичности политических убеждений, мировоззрения, вероисповедания, внешнего вида или социального статуса». Как раз все типы, упомянутые Лапидом.
Так что, вроде бы, незачем ему было распространять на все эти типы ненависти и преступлений также определение «антисемитизма». Но он это сделал, наверное, потому, что Холокост превратил именно нацизм и антисемитизм в эталон зла. Поэтому под понятие антисемитизма надо было подвести все типы ненависти, которые следует «принимать всерьез», как истинное зло. Включая и те типы ненависти к евреям, которые каким-то образом не попали под изначальное определение антисемитизма - такие как антисионизм.
Проблема в том, что таким образом его понесло в другую крайность: уникальность и чудовищность Холокоста доселе считались демонстрацией уникальности и чудовищности именно ненависти к евреям. А по логике Лапида получается, что ненависть к евреям тут не уникальна - так же чудовищна и ненависть к любому из перечисленных им типов.
Постойте, а может быть, действительно так? Если уж мы хотим быть объективными и справедливыми. А то, строго по логике, почему массовое убийство евреев нацистами хуже массового убийства тутси представителями хуту? Потому что евреи избранные и, как таковые, более «драгоценные»? Нет, такое понятие «избранности» было бы тем же расизмом - а истинное вовсе не означает, что убийство евреев хуже, чем убийство кого-либо другого.
Так есть ли в самом деле какая-то особенность или уникальность в ненависти к евреям по сравнению с другими типами ненависти?
А вот еще одна теория. В книге «Эра меркурия. Евреи в современном мире» ее автор Юрий Слезкин делает любопытную классификацию людей на два типа: «аполлонийцы» и «меркурианцы».
Первый тип - оседлый: крестьяне, землевладельческая аристократия. По факту - коренные жители любого места, «свои». Последний тип - подвижный: кочевые народы, торговцы, предприниматели, дипломаты, учителя, деятели искусств, врачи. «Понаехавшие», «чужаки».
Первый тип может быть более сильным физически и юридически, обладать бо́льшими правами, быть «у себя дома». Второй - более умным, красноречивым, изобретательным, изворотливым - чтобы выживать вопреки физической и юридической слабости.
Согласно этой классификации, на протяжении последних тысячелетий евреи были «меркурианцами», пребывающими и перемещающимися среди «аполлонийцев» - европейских народов. Соответственно антисемитизм автор определяет как неприязнь «аполлонийцев» к «меркурианцам». Местных, коренных - к «чужакам» и «понаехавшим». Силачей к умникам. Которых они при случае бьют.
При этом Слезкин приводит немало других примеров соприкосновения оседлых и кочевых народов или людей, где возникают подобные трения и последствия: мол, это тот же тип неприязни. Например, в России роль «меркурианцев» помимо евреев часто играли немцы; также и армяне, и китайцы вне пределов своих стран имеют диаспору и занимаются торговлей. Да и внутри любой страны под определения «аполлонийцев» и «меркурианцев» во многом попадают соответственно «народ» и «интеллигенция». Ведь неслучайно евреи - в большинстве случаев интеллигенты. И получается, что антисемитизм - всего лишь один из примеров неприязни «аполлонийцев» к «меркурианцам», частный случай этого общего типа.
И что, правда?
Быть может, правда - в этом частном случае антисемитизма. Ибо сам антисемитизм бывает разных типов - как сами евреи.
Ведь понятно, что если они и были «меркурианцами», то именно в течение последних двух тысячелетий, когда находились в изгнании. А то, когда жили у себя дома, в основном были «аполлонийцами» - оседлыми землевладельцами и крестьянами.
Хотя два колена играли роль интеллигенции: левиты, которые не были наделены землей, а выполняли службу и преподавание Торы, и представители колена Шимона, которые тоже были учителями и кочевали по стране. Так их «разделил» и «рассеял» праотец Яаков, посчитавший, что будучи сплоченными и обладая силой, они были бы слишком опасными (Раши Берешит 49:7). После того, как инициировали продажу Йосефа - который сам был по характеру типичным интеллигентом, а вскоре оказался в Египте, именно в роли умного чужака. Значит, сначала он, а потом Шимон и Леви были «меркурианцами», а остальные колена - «аполлонийцами».
Но неприязнь со стороны других народов уже испытывали, особенно греков, в эпоху их посягательства на веру в историю Хануки. Да и потом, в римские времена именно от греков исходила антиеврейская риторика, причем от греческих интеллектуалов, которые сами к тому времени потеряли свою государственность и жили под римским владычеством - то есть скорее «меркурианцев». Да и на протяжении христианской эпохи главными врагами евреев были не столько местные короли и вельможи, нередко заинтересованные в экономической выгоде, сколько духовенство, идейно им противопоставленное, а оно тогда по факту играло роль интеллигенции.
Ну и, конечно, в современном мире все весьма изменилось - что и описывает Юрий Слезкин в своей книге. А именно: если раньше было престижно быть именно «аполлонийцем», а «меркурианцы» считались «жалкими», «недочеловеками», то теперь все наоборот. Элитой стали бизнесмены и представители всевозможных интеллигентских профессий: юристы, дипломаты, врачи, журналисты, профессура, деятели искусств. Тогда как землевладельческое дворянство - во многом вымерло или сметено революциями, как и крестьянство, деревня опустела и отступила перед космополитичным городом. Отсюда и название книги: «Эра Меркурия».
А евреи?
Те, кто поселился в Западных (да и российских) городах, в результате этого процесса стал частью той самой элиты. Да, местные могут жаловаться о том, что слишком много этих евреев и на экране, и в бизнесе, и в искусствах, но поделать мало что могут - Холокост дискредитировал этот тип неприязни.
Но есть и евреи, которые вернулись в Землю Израиля и основали там свое государство. И хотя оно тоже современное, и большинство его жителей - горожане и обладатели интеллигентских профессий, сам факт, что евреи стали отвоевывать землю, а потом стали что-то на ней выращивать… Особенно на ранних стадиях сионизма, когда идеалом этих «новых евреев» была именно сельская жизнь в кибуцах и мошавах, земледелие и борьба с врагами физической силой… А враги после победы израильтян стали беженцами и «изгнанниками», «ущемленными в правах»… Как следствие всего этого израильтяне стали выглядеть «аполлонийцами», а палестинцы - «меркурианцами». После того, как Холокост дискредитировал именно насилие последних в отношении первых!
Вот почему современная Западная интеллигенция - включая и ее евреев - так невзлюбила Израиль. Западные евреи затрудняются ощущать общность со своими израильскими братьями, потому что последние в из глазах - «аполлонийцы», и, в их понимании, ведут себя «не по-еврейски». И заявляют, что они не антисемиты - ведь в их понимании антисемитизм - это именно неприязнь «аполлонийцев» к «меркурианцам», привилегированных силачей к «хилым» умникам, а не наоборот!
Но все это только если принимать именно «меркурианство» как «правильное» еврейство, и, соответственно, антисемитизм - как неприязнь к «меркурианцам».
А если посмотреть на всю еврейскую историю, со всеми ее многочисленными этапами?
То тогда увидим, что много их было, этих этапов. И по мере того, как менялся внешний мир, менялся и тип его неприязни к евреям.
Так, на протяжении большей части истории эта неприязнь была в основном на религиозной почве. То есть проблема еврея была не кем он родился, а во что он верил, какого образа жизни придерживался.
На первых этапах истории, после Исхода из Египта и взятия Земли Израиля, когда было очевидно присутствие Б-га и Его покровительство евреям, которых Он избрал, со стороны других народов был страх и зависть. И желание совратить евреев и лишить их своего привилегированного статуса, покровительства Б-га.
Потом, после начала изгнаний, присутствие Б-га стало менее очевидным, а также возникла греческая культура, а там и западная цивилизация, представленная на том этапе той же Грецией, а затем Римом. Той цивилизацией - и ее преемниками по сей день - охватило чувство универсализма: наша цивилизация и ее религия и культура представляет прогресс и должна быть всеобъемлющей, распространиться на весь мир ради его же блага. А еврейская религия и образ жизни начали казаться тем людям узким и устаревшим, а соблюдающие ее евреи - ошибочно возомнившими о своей исключительности и по-глупому упорствующими против интеграции в более «прогрессивный» мейнстрим.
Отсюда давление сторонников греческой культуры в эпоху Хануки - стремление «цивилизовать» евреев и «интегрировать» их в прогрессивный мир.
Затем неприязнь появившихся и пришедших к власти христиан. Хотя ненависть на религиозной почве бывает разной, ненависть христиан к евреям была не просто как к исповедующим «неправильную» религию, но как к упрямо отказывающимся принять, что христианство является ее продолжением и «развитием». В этом плане тоже сохранилась уверенность западной цивилизации в своем превосходстве и прогрессивности - и в «отсталости» и «низости» евреев.
Таким образом, на всех этих этапах ненависть была в основном на почве идеологии-веры, культуры, образа жизни. Еврей, который соглашался принять греческую культуру или христианство, и интегрироваться в тот мир, в теории, принимался и больше не вызывал неприязнь.
Но когда в конечном итоге произошла массовая ассимиляция в 19-м веке, после того, как западный мир стал более терпимым к евреям, и формально уровнял их во всех правах, наступила реакция, и направление антисемитизма повернулось вспять. Вместо обвинений в обособлении (из тупого упрямства или чувства исключительности) - наоборот, обвинения в том, что проникли повсюду и «захватили все», что «кругом одни евреи». Но ведь они приняли господствующую культуру и/или религию, как вы хотели, в чем же дело? А в том, что теперь, по нашему мнению, это не помогает: евреи по рождению «нечистые», «недочеловеки». Поэтому в результате своего проникновения они не становятся частью нас, а «загрязняют» и «отравляют» нас.
То есть именно тогда ненависть к евреям стала расовой. Тогда же был введен термин «антисемитизм», так что на том этапе он означал именно такую ненависть. Но из предыстории очевидно: если говорить о ненависти к евреям вообще, она вовсе не всегда имела именно такую форму. Море еврейской крови было пролито сначала римлянами, а потом христианами - крестоносцами, инквизиторами, просто погромщиками - не потому, что у евреев была «нечистая кровь», а потому что была «неправильная» религия.
(Да и Рим в целом терпимо относился к другим религиям, а евреев убивал больше в процессе подавлений политических восстаний. Мудрецы на том этапе как раз выступали за бо́льшую умеренность в политической позиции, чувствуя, что можно было и потерпеть, преследования не носили религиозный характер.)
А как же неприязнь «аполлонийцев» к «меркурианцам»? Ведь такого типа во многом была неприязнь к евреям, и могла ли она поэтому быть лишь одним примером общего типа?
Могла, но она сама, как сказано, не ограничивается именно этим типом.
А мог религиозный тип ненависти тоже быть одним примеров из многих?
Тоже мог. Действительно, много в мире религиозных меньшинств, и, например, в христианских странах евреи часто оказывались в одной лодке с мусульманами, а в мусульманских - наоборот, с христианами.
И даже когда ненависть стала расовой и привела к Холокосту, евреи, строго говоря, были не одни, а оказались в одной лодке с цыганами.
После основания государства Израиль, как сказано, ненависть к евреев в очередной раз сменила направленность: это уже не неприязнь расистов к «низшей» расе, базирующаяся на правом национализме, а наоборот, неприязнь к евреям как к «расистам», базирующаяся на левом интернационализме. Уже не «аполлонийцев» к «меркурианцам», а, скорее, наоборот.
Эта ненависть уникальна?
Тоже нет: ненавистники открыто говорят: «проблема» Израиля в том, что он «западный колониалист», то есть ненавидят в нем именно силу этого типа, которых в прошлом было много, теперь формально почти не осталось, но есть те, кого можно обвинить в уподоблении такой силе. В том, что они кого-то незаконно оккупируют, что «обижают маленьких».
Итак, видим, что много тут было этапов, и на каждом неприязнь к евреям была несколько иного типа. И каждый тип сам по себе не уникален. Но, возможно, уникально то, что неприязнь к евреям включает в себя все эти типы, что на разных этапах приняла форму каждого из них.
Что неудивительно: ведь и сами евреи, как уже определили, уникальны в том, что в них содержатся корни всех типов людского характера, всех склонностей души и направлений мысли, из которых развились и разветвились разные народы с их менталитетами. Они сами по себе являются «миром» и «семьей народов», «объединенными нациями».
Отсюда и все типы неприязни, которые могут существовать по отношению к этим разным душам. Они могут быть и «аполлонийцами», и «меркурианцами», и коммунистами, и капиталистами, и революционерами, и реакционерами. Поэтому и ненавидеть их могут «за то, что еврейка стреляла в вождя, за то что она промахнулась».
Значит, если определять слово «антисемитизм» как ненависть к евреям, то этот термин должен включать в себя все типы такой ненависти.
Включая и современный: ненависть к еврейскому государству.
Конечно, можно критиковать его за те или иные оплошности и недостатки. Но антисемитизм - это не просто критика, а тенденциозность и двойные стандарты: критика и призывы к бойкоту за то, что другим гораздо меньше или реже вменяется в вину, непропорциональная доля антиизраильских резолюций в ООН и т. д. Решили ли те же мороженщики еще кого-то бойкотировать за «несоответствие их ценностям», в то время как другие страны проливают гораздо больше крови и вершат больше несправедливости, чем Израиль? Так что это не просто критика и «борьба за ценности», а антисемитизм.
Включать ли в это понятие также другие типы ненависти, такие как расизм по отношению к чернокожим в Америке, неприязнь к разным меньшинствам или убийство мусульманскими фанатиками представителей других течений даже ислама? Нет, оставим их в покое. Чернокожие, если становятся жертвами, то расизма. Представители меньшинств - разных фобий. Те, кого убивают террористы - жертвами фанатизма и экстремизма. А если обобщать - все они жертвы беспричинной ненависти, убийств на ее почве.
Антисемит же - это тот, кто проявляет иррациональную неприязнь к евреям, будь то индивидуальные евреи или еврейское общество (например, религиозные евреи), или государство.
Как уже давно сказано, в том числе и в наших блогах.
Ну или, если угодно, юдофоб. Такое определение, вроде, тоже должно включать себя все типы, без всяких проблем с «семитами».
Так что примем эти определения к сведению, и будем стараться, в силу возможностей, избегать всех типов беспричинной ненависти и молиться за их искоренение. А особенно - за искоренение того типа, который больше всего доставляет беды конкретно нам - антисемитизма. Ненависти к евреям во всех ее формах.
Теги: Израиль, США, Холокост, Политика, Галут, америка, Германия, Актуалия, антисемитизм, изгнание, Арабо-израильский конфликт, История еврейского народа, государство Израиль, Гитлер, Арабы, Ben & Jerry