Из цикла «Даат Твунот», темы: Дурное начало, Цель творения, Сотворение мира, РАМХАЛЬ, Сатан, Даат твунот, Смерть, Добро и Зло, Связь с Творцом, Ангелы, Самосовершенствование, Качества Творца
96.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сейчас нам необходимо понять первое состояние человека, состояние, в котором он пребывает в этом мире, в то время, когда на нем лежит обязанность служения. Что такое служение в общем, мы уже определили. Это устранение всякого присутствующего в создании недостатка, того самого зла, которое существует сейчас и в будущем прекратит свое существование. И именно на человеке лежит миссия постараться устранить зло сначала в себе, а затем и во всем Творении, насколько это в его силах190. Как сказали мудрецы (Сангедрин 37а): «Обязан человек сказать: для меня создан мир». И еще объяснили мудрецы в мидраше (Ялкут Шимони, Ошеа, 532) слова пророка (Ошеа 14:2) «потому что споткнулся ты в грехах своих»: Сказал раби Симай: «притча о камне, возвышающемся на пересечении дорог, о который спотыкаются люди. Сказал Царь: “стачивайте его понемногу, пока не придет срок и Я не уничтожу его совершенно”»191. Теперь необходимо разъяснить подробности этого служения и то, каким путем человек и мир придут к исправлению.
Первым делом надо прояснить концепцию существования зла в этом мире, которое, собственно, и является причиной существования служения; понять его границы, сущность и последствия, которые оно вызывает, в чем его великая сила, что ее подтачивает, как сказали мудрецы, и что устранит это зло из мира. Посмотри, сущность зла совершенно нова, Всевышний по воле своей привнес ее в мир, дабы испытать ею человека и создать возможность служения. Прежде не было даже намека, не существовало ничего похожего на зло, ведь Всевышний — абсолютное добро и совершенство. Все добро, даже если оно вновь созданное, непосредственно относится к Всевышнему и соответствует Ему192. А зло, напротив — совершенная противоположность Всевышнему, и не было ничего подобного злу до тех пор, пока Он не создал его волей своей. И только силой своих неограниченных возможностей мог создать Всевышний то, что является Его полной противоположностью и не имеет к Нему никакого отношения, показав тем самым, что возможности Его не ограничены ничем. И это то, что имеет ввиду пророк (Йешаягу 45:7), сказав: «Образующий свет… и сотворивший зло. Я — Б-г, делающий все это». Однако, создавая зло, Он, Благословенный, создал его с тем, чтобы уничтожить. И создал его в тех рамках, с той природой и законами, которые были желанны Ему, поскольку в любом случае зло было создано только для того, чтобы принести добрый плод праведникам, отплатить им добром.
97.СКАЗАЛА ДУША: Необходимо добраться до самой сути этого явления, поскольку вижу я, что узнаю из этого много нового.
98.СКАЗАЛ РАЗУМ: Безусловно, но прежде я хочу представить тебе одну фундаментальную идею.
99.СКАЗАЛА ДУША: Говори.
100.СКАЗАЛ РАЗУМ: Ты должна знать, что все, что существует и происходит, не может существовать или происходить без постоянного влияния Творца, и от этого влияния зависит рождаемая им сущность. Понятие это прекрасно объяснил великий учитель Рамбам в своей книге «Путеводитель растерянных» во многих главах 2-й части, в частности, в 12-ой, на примере влияния звезд, которое, как нам известно, порождает все, что есть в нашем нижнем мире. Так сказали мудрецы (Берейшит Раба 10:6): «Нет травинки внизу, у которой не было бы покровителя на небе, который бьет ее, говоря: “Расти!”»; и как приводит далее Рамбам в своем объяснении. Однако звезды влияют в соответствии с законом, заложенным в них Творцом, и распространяют только то влияние, которое получают от Него. Ибо только Всесильный, благословен Он, — источник всего проливающегося на мир изобилия и влияния. И объяснил Рамбам, благословенна память его, в 12-ой главе, что «источник живой воды», упомянутый Йермиягу (17:13), а также «с тобой источник жизни», как сказал царь Давид, — это изобилие бытия [проистекающее от Творца]. Суть же этого учитель [Рамбам] сформулировал так: «Теперь, когда ясно нам, что Он вне всякого тела и все сущее — дела рук Его, мы можем сказать, что мир постоянно возобновляет свое существование благодаря волеизъявлению Творца и от Него проистекает всякое изменение в этом мире. Скажем также, что влияет Он своей мудростью», смотри там.
Вместе с тем, как ты уже слышала, ни одно из действий, которые совершает с нами Создатель, не является чем-то присущим Его природе, проявлением Его простой сущности193, которая выше всех благословений и восхвалений, поскольку Он, Благословенный, возвышен над всем, что относится к созданным. Все это явления, которые Всевышний породил по своей воле и желанию, представляющие собой разные способы влияния, с помощью которых Он пожелал воздействовать на мир в порядке, установленном Его мудростью. И все они относятся к сотворенной реальности, которую задумал Всевышний. И выходит, что как причины, так и следствия созданы волей Творца194. Причины — это способы влияния и их пути, а создания — их следствия. И создал Благословенный способы влияния в соответствии с видами творений, которые Он хотел создать, поскольку каждый способ влияния порождает одно, соответствующее ему создание. Это очевидно, ведь излияние мудрости — это одно, излияние могущества — другое, излияние богатства — третье, и так во всем.
101.СКАЗАЛА ДУША: Разве Всевышний не мог создать все одним видом влияния?
102.СКАЗАЛ РАЗУМ: Под «влиянием» («волеизъявлением» или «излиянием», перевод приведенного в оригинале слова может меняться в зависимости от контекста — прим. переводчика) мы имеем в виду то, что спускается от Всевышнего к созданным и воздействует на них. Поскольку мы не можем различать эти виды влияния с точки зрения субъекта действия (ибо не знаем, каким образом действует Всевышний), то можем рассуждать только с точки зрения подвергающихся воздействию. И если приходит от Творца к созданию могущество — говорим, что это было влияние могущества, т.е. Творцу было угодно проявить влияние, порождающее могущество. Если же придет мудрость — значит, это влияние мудрости, и это просто[24].
Но вернемся к теме добра и зла. Мы видим рождение добра и зла в этом мире. Какие влияния, по-твоему, их создают?
103.СКАЗАЛА ДУША: Разве это не очевидно? Излияние добра порождает добро, излияние зла — зло.
104.СКАЗАЛ РАЗУМ: Две вещи скажу тебе. Во-первых, от Святого, благословен Он, не проистекает зло, потому что Он — источник добра, а из источника добра не может исходить зло.
105.СКАЗАЛА ДУША: Если так, откуда берется зло? Ведь написано: «Делающий мир и создающий зло» (Йешаягу 45:7).
106.СКАЗАЛ РАЗУМ: Написано «сотворивший зло», а не «делающий зло». Он сотворил саму сущность зла, без этого его бы просто не было, но Он не совершает его прямым действием[25].
107.СКАЗАЛА ДУША: Как же тогда зло совершается?
108.СКАЗАЛ РАЗУМ: Написано (Псалмы 30:8): «Господь, по воле своей поднял Ты меня на вершину силы; когда скрыл Ты от меня лицо Свое, пришел я в ужас». И также (Псалмы 104:29): «Сокроешь лицо Свое — придут в ужас [созданные]». И Моше, учитель наш, сказал (Дварим 31:17): «И скрою лицо Свое от них, и станут [они] добычей». Это значит, что добро Всевышний совершает прямым влиянием добра, а зло — не что иное как отсутствие этого влияния, прекращение его в большей или меньшей степени. Волеизъявление добра необходимо для всего, что является благом для создания; если это волеизъявление прекратится совсем, создание прекратит свое существование, а если волеизъявление, не прекратившись совсем, потеряет свое совершенство — в создании возникнет недостаток. Например: если влияние, поддерживающее жизнь, совершенно — создание живо и здорово. Если прекратится — создание умрет. А если не прекратится совсем, но перестанет быть совершенным, то создание не умрет, но заболеет, и жизнь его будет мучительна. И это очевидно. Выходит, неверно было бы сказать, что добро и зло — это два вида влияний, как ты думала. Это порождения влияния и его отсутствия, полного или частичного195.
109.СКАЗАЛА ДУША: Это во-первых196, а что ты мне собирался сказать во-вторых?
110.СКАЗАЛ РАЗУМ: Если внимательно разобраться в сущности вещей, то увидишь, что всякое зло — это отсутствие соответствующего добра. Если взять все существующие явления, называемые добром, и дать им определения, а затем так же определить все явления, называемые злом, мы увидим, что любое зло — отсутствие добра197. Поэтому нельзя сказать, что есть два вида влияния. Есть влияние и его отсутствие, полное или частичное.
111.СКАЗАЛА ДУША: Если так, наш мир, который очевидно является сплетением добра и зла, создан двумя путями: влиянием и отменой влияния.
112.СКАЗАЛ РАЗУМ: А разве это удивительно? Ведь это очевидно и не подлежит спору! Все хорошее рождается от влияния Всевышнего, а плохое — от его отсутствия и недостатка. И раз уж мы видим добро и зло, понятно, что Всевышний создал два явления: проявил волю свою, и сдержал ее проявление, и так создал два упомянутых творения.
113.СКАЗАЛА ДУША: Одного только я не могу понять. Когда ты говоришь, что влияние порождает создания — это хорошо; но как порождает их отмена влияния198!? Из отсутствия не может родиться сущность! И тогда неизбежно одно из двух: или Святой, благословен Он, создал зло положительным действием, или зла просто не может быть.
114.СКАЗАЛ РАЗУМ: Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, сотворил мир, то следует понимать, что сначала были сотворены общие законы, а затем их частная реализация, т.е. сначала сама природа, а затем составляющие ей объекты199. И когда Святой, благословен Он, пожелал создать природу, сочетающую в себе добро и зло, то сначала изъявил волю свою, создав природу, и это является добром. Однако Он отстранил часть проявленной воли, а именно позитивные ориентиры и предпосылки совершенства, которые делали свойства этой природы добром. И недостаток проявленной воли внес в природу отсутствие добра, которое и является злом… Ведь природа, несомненно, терпит разрушение из-за отсутствия постоянного влияния Творца. И после того, как появились две стороны в общих законах природы, эти стороны реализовались в конкретных объектах: одни были следствием добра, другие — зла. И хотя сами объекты были созданы соответствующим влиянием (ведь мы уже слышали в начале, что ничего не происходит без такового) — влияние, создавшее объекты, было вторичным по отношению к созданию природы200, уже несущей в себе жизнь и смерть. Поэтому новое влияние должно было воспользоваться всей природой, взяв для построения объектов как добро, так и зло.
Обрати внимание, мы не говорим, что проявленная воля была отменена совсем, поскольку тогда все прекратило бы свое существование. Это то самое отсутствие, которое, как я уже говорил, ничего не может создать. Суть в том, что влияние прекратилось частично, потеряв некоторые аспекты совершенства, но не более того. Это подобно человеку, который заболел, но не умер. Так и природа немного испортилась от частичной отмены влияния, и образовалось зло, которое есть разрушение совершенства природы. Как видишь, аксиома наша осталась неизменной — Святой, благословен Он, делает только добро, а зло возникает как недостаток Его волеизъявления[25*].
115.СКАЗАЛА ДУША: В конце концов я поняла, каким образом зло существует, теперь необходимо дополнить нашу тему и понять границы зла.
116.СКАЗАЛ РАЗУМ: Однако прежде тебе необходимо понять нечто очень важное201. Несмотря на то, что Всевышний всегда мог создать все то, о чем мы говорим, поскольку в Нем никогда ничего не изменяется, неверно было бы считать, что все существовало в потенциале и не хватало только реализации. Это одна из ошибок тех, кто считает мир первичным202. Истина же в том, что все, касающееся Всевышнего до сотворения мира, непостижимо совершенно, и невозможно отнести к нему ни одно из существующих сегодня понятий. Также невозможно говорить о потенциале и его реализации, с вытекающей отсюда связью между этими понятиями. Он сам создал и потенциал, и реализацию. Он сам создал мир и всех, кто его населяет — сначала потенциально, а затем реализовал потенциал, создав тем самым само понятие потенциала и реализации. Первое речение из тех, которыми был создан мир, создало его потенциально, а затем потенциал реализовался. На это намекают учителя наши (Рош а-Шана 32а): «Берейшит [“в начале”] — тоже одно из речений», и это первое речение отличается от всех остальных тем, что содержит в себе весь мир потенциально. Однако когда потенциально природа была создана, она уже содержала в себе все упомянутые нами свойства влияния, а затем все реализовалось в соответствии с потенциалом.
И хочу я еще углубить твои знания203, сообщив тебе главный закон существования мира во все времена. Корень всего — это желание Всевышнего излить добро Свое на созданных, которых Он пожелал создать204. И для этого Он создал свет и влияние, от него исходящее, соразмерно созданиям, которые хотел создать. И пожелал Создатель, который есть сама святость и источник святости, чтобы влияние это было святостью, исходящей от Него, благословен Он, и порождало только святость, как в случае ангелов, в которых нет ничего, кроме святости. Так и создание этого влияния преследовало только одну цель — излить святость на созданных205, дабы они насладились ею, и ничего больше206.
Однако поскольку была воля Его на то, чтобы существовал наш низменный мир, постановил Он, чтобы Его влияние было более низкого порядка, чтобы оно могло породить вещи низменные и материальные. И это несомненное принижение для Его влияния, ведь не для этого оно создано. Следовательно, то, что мы видим сегодня — создание вещей низменных и материальных — это принижение самого влияния Всевышнего, которое вынуждено скрываться в одеянии несвойственного ему образа действий, ведь оно — от Всевышнего, который является источником совершенства и святости. Однако так задумал Создатель — скрыть Свое влияние во тьме до срока, когда оно вырвется из одежд, скрывающих его, и останется ясным в соответствии со своей сутью, так что все Творение станет свято.
Все время служения человека влияние скрыто этими одеждами207, а когда закончится время служения — сбросит их. Однако много кругов предстоит пройти для достижения цели. И выходит, что смена периодов208 в мире зависит от образа влияния Всевышнего, образ же этот меняется, ступень за ступенью, до тех пор, пока не проявится в сути своей, и тогда все происходящее с созданными будет святым из святого.
Обобщим: Господь, благословен Он, создал влияние, исходящее от Него к созданным, суть которого — излияние святости Его на создания. И также создал пути для этого влияния, которые малы и низменны по сравнению с самой его [влияния] святостью, и создал в этом влиянии недостатки и нарушение порядка209. Это связано с раскрытием единства Его, о котором мы говорили раньше210. Сокрытие лица порождает все недостатки в порядке Его влияния, а при освещении лица в будущем слетят все сковывающие его одежды. И мы еще будем говорить об этом в дальнейшем.
Сейчас нам необходимо только знать, что все изменения в самом влиянии созданы исключительно волей Всевышнего, и это главное, что сформировало мир. И только после всей описанной выше подготовки был сотворен наш низменный мир — мир, построенный на всех этих основах и включающий все эти элементы, и переходящий из одного состояния в другое, как постановила воля Всевышнего.
117.СКАЗАЛА ДУША: Действительно, это введение очень важно. Важно знать все приготовления, предшествовавшие появлению нашего мира, ведь именно они придали ему все необходимые качества. А теперь заверши тему.
118.СКАЗАЛ РАЗУМ: Мы уже говорили, что зло было создано в границах, отведенных ему волей Всевышнего. Несмотря на то, что Всевышний привнес в мир уничтожение для сущих, оно касается только сущностей несовершенных, совершенных же сущностей смерть не касается, и они вечны. И поэтому сейчас есть смерть, а в будущем ее не будет. Ведь сейчас созданное несовершенно и подвластно смерти, а в грядущие времена обновятся земля и небо, достигнув совершенства, и смерти не будет.
И выходит, что первичное влияние породившее существование природы и нарушения порядка разрушающие природу, не являлось влиянием порождающим совершенные сущности211, подобно обновленным небесам и земле в грядущие времена, которые будут вечны. А было влиянием порождающим только несовершенные вещи и поэтому несло в себе исчезновение необходимое для появления разрушений в природе. Второе влияние создало объекты природы, сочетающие в себе добро и зло. Оно же отделило зло212, дабы последнее не уничтожило все сущее. Волей Всевышнего зло заключено в установленные ему рамки и поставлено в зависимость от слова Его, так чтобы оно не набрало силу, способную уничтожить создания, а находилось в пределах, соответствующих созданиям; и также чтобы зло усиливалось, когда необходимо, и ослабевало в другое время. Всему свое время — так постановила высшая воля. Теперь все сущее содержит в себе недостатки и разрушение, но не настолько, чтобы они сразу могли вызвать полное уничтожение. Однако их достаточно, чтобы возобладать в конце концов и уничтожить сущее, поскольку в нашем мире все смертно213. Следовательно, мера наличия недостатка выверена в точной пропорции, известной высшей мудрости.
Обрати внимание, что высший замысел, проявив первое влияние, изначально намеревался создать смерть, поэтому и было первое влияние несовершенным, дабы зло и смерть могли появиться в мире, а вовсе не из-за недостатка возможностей. И новые небо и земля, которые должны быть созданы в будущем, могли быть созданы такими изначально. Творец создал их несовершенными только потому, что хотел, чтобы они были подвержены уничтожению. Однако второе влияние, давшее жизнь созданным, включало в себя намерение защитить их от смерти, отодвинув ее до назначенного срока. И поэтому, не уничтожив смерть совсем, это влияние ограничило зло и заключило его в границы, определенные волей Творца в соответствии с желаемыми свойствами мира, и это будет так до прихода часа, когда Он уничтожит все зло в мире, оставив создания вечными и совершенными214.
А теперь припомни то, что уже было сказано ранее: основа всех проявлений Всевышнего — два качества, сокрытие и освещение лица, и они порождают совершенство и недостатки, а те215, в свою очередь, — добро и зло. Однако зло рождается от необычайно сильного сокрытия лица, т.е. от максимально сильного сокрытия Всевышнего (чего нельзя, например, сказать о сокрытии, создавшем тело человека — прим. переводчика). Поскольку, решив создать человека с душой и телом, как мы это видим сегодня, Всевышний уравновесил оба качества — сокрытие и освещение, пользуясь ими вместе, так, чтобы все качества человека могли реализоваться, принося добро: как сильные, так и слабые, как достойные, так и постыдные, — все, что необходимо для достижения конечной цели216.
И здесь нам потребуется еще одно уточнение. Сам по себе недостаток совершенства — это еще не зло, поскольку может быть несовершенство, которое, не будучи абсолютным добром, тем не менее не является и злом. Например: ангелы, безусловно, имеют недостатки, поскольку они не совершенны абсолютно, ведь абсолютно совершенен только Господь, благословен Он, да и среди ангелов есть деление на ступени и уровни. Ангелы второй ступени еще менее совершенны, чем стоящие на первой, и тем не менее недостатки ангелов не велики настолько, чтобы появилось в них настоящее зло. Нет у ангелов ревности, ненависти, дурного начала, ангелы не спят, не устают, не болеют и не умирают. Люди ниже ангелов и еще менее совершенны, и недостаток в людях велик настолько, что появляется в них зло: дурное начало, болезни, смерть. Недостаток в животных еще больше. У животных нет разума и речи, они грязны и противны. А есть еще вредители [бесы], ангелы смерти и духи нечистоты — и это уже настоящее зло. Они прямо противоположны добру и совершенству, и Всевышний не связывает с ними Свое имя, как сказано (Берейшит Раба 3:6): «Святой, благословен Он, не связывает Свое имя со злом». Однако именно цепь недостатков — это то, что создает зло. Добавление недостатка к недостатку в конце концов рождает настоящее зло. А ведь пока Святой, благословен Он, не построил систему влияния на созданных, не могло быть и речи о недостатках; но когда создал то, что создал, появился порядок, который в развитии своем порождает зло. Ведь если существует недостаток, то в конце концов появится настоящее зло217.
И еще одно из фундаментальных понятий, созданных Всевышним — это мера и размер. Ведь в простоте Его нет места ни мере, ни размеру. А когда желание Всевышнего установило закон постепенности218 — дал Он меру всему в мире, и расположил в ступенчатом порядке, одно ниже другого, от первого и до последнего. И каждой ступени отмерил, сколько недостатка там будет, а сколько останется от добра и совершенства. И согласно этой мере определяются законы и характер каждой ступени, и порождения ее, и каждый получает положенное ему, и находится на своем месте.
И вот, когда Святой, благословен Он, пользуется одновременно двумя качествами — сокрытием и освещением, — появляются тело и душа. Тело ниже души и имеет недостатки, у души отсутствующие. Однако этого еще недостаточно для появления в нем зла219. Но поскольку Всевышний хотел создать зло, которое было бы полной противоположностью Его совершенству, сокрыл Он лицо Свое сокрытием большим, чем мы можем себе представить, таким сокрытием, при котором света нет вообще. И из этого сокрытия возникло «уничтожение» и был создан «убийца»220. Следовательно, обобщенное определение зла — это когда Он, благословенный, отводит правую руку свою [меру освещения] от управления миром и правит «тяжелой рукой», силой тьмы сокрытия. И заложил Он в эту чуждую Ему природу все возможные виды отсутствия добра, и это — качества суда, созданные для того, чтобы привлечь к суду все, что способствует сокрытию, и злодеев221. Однако гнев Всевышнего длится мгновение222, а глубок ровно настолько, чтобы появились аспиды [огнедышащие змеи] Геинома, дабы наказать злодеев по мере их злодейства.
Затем Творец вернул лицо Свое, чтобы произвести на свет создания223, которые будут существовать, хотя и будут подвластны смерти. Он, Справедливый, держит путь к исправлению, а не к искажению, и повернул лицо Свое, и осветил им мир, который решил создать. И если бы свет был велик224, то рожденные создания были бы совершенны и существовали вечно. Но не сделал Он так, а создал создания существующие, но не вечные. Однако постановило высшее управление, чтобы все созданное во славу Его продвигалось к полному совершенству, ради того, чтобы осветить мир светом огромным и мощным, который породит бытие вечное и совершенное. А зло, которое создал, уберет с земли. И более того, поймут все живущие, что и своими действиями в прошлые времена [времена тьмы] Творец нес им только добро, это смысл слов пророка (Йешаягу 12:1): «Вознесу благодарность Всевышнему за то, что гневался на меня»225.
119.СКАЗАЛА ДУША: А теперь повтори вкратце то, что ты объяснял так долго.
120.СКАЗАЛ РАЗУМ: Таков общий принцип: желая создать природу, состоящую из добра и зла, так, чтобы объекты этой природы представляли собой сочетание обоих начал, Творец, благословен Он, излил влияние, рождающее присутствие добра в природе, и добро утвердилось в ней. А затем Он лишил это влияние совершенства, полностью скрыв лицо Свое, и так в природу были заложены все виды недостатков. Затем снова вернул свет лица своего, дабы произвести создания — т.е. объекты природы, состоящие из сплетения в одно целое добра и зла. Создания эти пребывают в состоянии, известном нам сегодня: существуют, но подвержены смерти, т.е. не вечны. А в конце концов Всевышний мощным светом устранит смерть из природы, и останутся создания совершенными и вечными.
А теперь я объясню тебе сущность человека с точки зрения существования зла.
121.СКАЗАЛА ДУША: Говори, я слушаю.
122.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сначала предисловие, необходимое нам для понимания этой темы.
123.СКАЗАЛА ДУША: Говори.
190У каждого есть свой, особенный аспект, который он может и должен исправить во всем Творении. Во всем, что касается этого аспекта, который возложен только на него, обязан человек сказать: «для меня создан мир».
191Отсюда мы учим, что, постепенно уничтожая зло, заложенное в нем, человек становится причиной исчезновения этого аспекта из всего мира и исправляет его «в царстве Шаддай».
192Определение и границы добра появились для нужды созданных, однако источник добра в Нем, благословенно имя Его, выше всех границ и понимания.
193Поскольку сущность Всевышнего проста и едина, т.е. не является соединением и не разделяется на детали и аспекты, то все, что мы постигаем в Его качествах, не может быть частью Его сущности.
194См. прим. 70.
195Сначала свет Всевышнего заполнял все и не было даже возможности сокрытия и ограничения света, поэтому не было возможности появления недостатка и существования зла. После создания волеизъявления добра Всевышний создал возможность его отстранения, так, чтобы было возможно ограничить волеизъявление в большей или меньшей степени. Таким образом, создание зла есть создание отстранения (отсутствия), а не создание волеизъявления зла.
196Упомянутая выше в п. 104 вторая причина — это дополнительное доказательство того, что сущность зла есть отстранение.
197Поскольку они соотносятся между собой как позитив и отрицание позитива, нельзя сказать, что есть здесь два вида влияния; есть влияние и ограничение (сокращение) влияния.
198Есть создания, сама суть которых — зло, например мазиким (буквально: «вредители», что-то вроде бесов по-русски) и возбудители болезней.
199Сначала Всевышний создал план Творения и разные виды влияния, т.е. природу Творения (духовную природу, а не материальную!), которая называется миром Ацилут. Из этого на втором этапе возникли создания — объекты Творения, находящиеся на разных ступенях в мирах Брия (создания), Йецира (образования, формирования) и Осия (действия). Создание плана Творения включало создание такого явления, как влияние, и, с другой стороны, отстранения и ограничения влияния.
200Влияние, создающее объекты, пришло после влияния, создающего природу, которое уже содержало в себе явление излияния и ограничения добра. Посредством этого влияние добра ограничилось и стало ущербным. «Поэтому новое влияние должно было воспользоваться…», иными словами, это создает возможность использовать в качестве «материала» для построения объектов — созданий — частично то, что образовано волеизъявлением добра, а частично то, что образовано ущербным влиянием, появившимся после ограничения, и создать создания, в большей или меньшей степени злые.
201В этом введении Рабейну хочет сказать, что, поскольку дальше мы займемся источниками (корнями) Творения, т.е. его потенциальным состоянием, то и то, что объяснено выше о создании путей добра и зла, сказано о законах, т.е. их природе; другими словами, о потенциальном состоянии, а не о реализации в объектах, не о самих созданиях, которые были созданы после этих приготовлений. Поэтому Рабейну подчеркивает, что сама потенциальная возможность появления созданий вновь создана Всевышним, а не существовала всегда (см. п. 194).
202Они ошибались и утверждали, что, поскольку у Всевышнего всегда была возможность создать создания, то по крайней мере потенциально Творение существовало всегда, т.е. оно первично, а не создано из полного «ничто». Однако это — искажение понятий, ибо такие явления, как «потенциал» и «реализация», сами созданы Всевышним, поэтому они имеют смысл только после их создания и только по отношению к тому, что «внутри» Творения, и мы не можем пользоваться этими понятиями по отношению к тому, что было до Творения. Аналогично необходимо осознать фундаментальный принцип: образ нашего мышления и все наши понятия были созданы вместе с Творением, поэтому мы не можем пользоваться ими как инструментом для исследования того, что было до сотворения, см. п. 58.
203О том, что было объяснено выше — что зло было создано посредством отстранения и ограничения добра.
204Источник Творения — желание принести добро. Раскрытие единства — основа, пронизывающая все Творение, во все времена и на всех уровнях — это средство для достижения цели: нести добро, как объясняется в прим. [8].
205См. ниже, в п. 124, где объяснено, что излияние совершенной святости произойдет только в мире награды.
206Нет другой цели, кроме этой.
207Одежды — это образ правления правосудия и сокрытия, они затеняют влияние совершенного добра и ограничивают его до такой степени, что из него проистекает низкое влияние, порождающее телесность и материальность. Они приходят для того, чтобы появилось возможность служения. Они же поэтапно исчезнут во время получения награды, так что совершенное добро сможет излить совершенную духовность и святость без всякой преграды, когда тело окончательно растворится в душе.
208Разные периоды и этапы существования мира служения и мира награды, упомянутые выше (п. 88) и разделенные на пять ступеней, зависят от «толщины» этой одежды (покровов), которая является большей или меньшей преградой для влияния совершенства.
209Всевышний создал пути влияния, низкие по сравнению с влиянием святости и совершенства. Это пути правосудия и ограничения, которые становятся причиной нарушения порядка в самом влиянии святости тем, что препятствуют реализации части этого влияния.
210Показать, что разрушение и низменность — следствие сокрытия добра, а не отдельное создание. Разрушение прекратит свое существование, когда Всевышний осветит Свое лицо в совершенстве и откроет единство.
211Первое влияние создало несовершенный мир, такой, что в нем могут произойти разрушения — т.е. посредством нарушения порядка влияния будет нарушена природа.
212В начале своего существования зло было перемешано с добром — свет и тьма существовали перемешанными друг с другом. В таком состоянии кроется опасность, что зло распространится и окончательно разрушит добро, поэтому пришло влияние, «изолирующее зло, чтобы оно не разрушило все сущее». Это влияние дает злу отдельный источник и собственные границы существования. Затем появилось влияние, поддерживающее существование мира даже в таком, несовершенном виде, когда в мире присутствует зло, как объяснено далее.
213После того, как зло ограничено, оно не может уничтожить мир на протяжении 6 тысяч лет, однако по их завершению мир прекратит свое существование, поскольку он изначально создан несовершенным и поскольку все сущее умирает. А затем мир будет обновлен и возродится лучшим, чем был, в совершенном виде, в котором невозможны разрушения и недостатки: «И останутся все создания совершенными и вечными» (см. в конце следующего абзаца).
214Итог: вначале Всевышний создал несовершенное влияние добра, так, чтобы в нем могли появиться недостатки, затем создал недостатки и зло. Сначала они были перемешаны с добром, и разрушения могли распространяться безгранично и совершенно уничтожить влияние добра. Поэтому создал Всевышний второе влияние, выделяющее зло из смешения с добром и изолирующее его в рамках, позволяющих существовать свободе выбора и служению. Однако при этом зло не может распространиться и уничтожить мир. В будущем Всевышний полностью избавит мир от зла. Необходимость создания зла в два этапа — сначала перемешанным с добром и обладающим большой властью, а затем изолированным и ограниченным во власти — обусловлена задачей дать злу возможность расширять свою власть из-за дурных поступков людей. Эти поступки усиливают зло и расширяют пределы, определенные для него Всевышним на втором этапе (см. далее, прим. 297), потому что «нет ничего нового под солнцем», и все возможности заготовлены с самого начала Творения, как объяснялось раньше по отношению к добру (п. 88).
215Т.е. от них происходит.
216В этом абзаце объясняется, что сущность человека, который есть соединение тела и души, создана совместным действием качеств сокрытия лица и освещения лица, как написано: «уравновесил качества». Зло же создано более глубоким сокрытием лица. То сокрытие, которое приводит к появлению тела, не порождает настоящее зло, как будет объяснено далее. См. там.
217Можно сказать, что первое сокрытие, послужившее причиной появления недостатка совершенства, есть первоначальный корень зла, хотя в нем еще нет даже намека на зло. Однако дальнейшее развитие недостатка, от ступени к ступени, приводит к появлению настоящего зла (в книге «Клалим Ришоним», п. 5, сказано о 1-м ограничении так: «Это корень существования несовершенных нижних, и это корень добра и зла, находящихся в равновесии, что является противоположностью одному только добру, находящемуся в совершенстве»).
218В книге «Клах Питхей Хохма» объясняется, что Всевышний мог бы создать низкие создания без всяких ступеней, т.е. без промежуточных этапов. Однако при первом ограничении, когда Он ограничилСвое бесконечное влияние и дал ему размеры и первую границу (хотя для нас это влияние непостижимо — за пределами нашей способности постигать), — уже тогда избрал Он принцип размерности и постепенности, и с тех пор этот закон действует и все развивается постепенно, с самого верха и до самого нижнего уровня.
219В самом создании тела есть недостаток, но нет зла (так было с телом Адама до греха). Однако с усилением недостатков появляется в нем зло, как сказано выше: «Люди — ниже ангелов и еще менее совершенны, и недостаток в людях велик настолько, что появляется в них зло».
220Выше сказал Рабейну: «Однако цель недостатков — это то, что приводит к злу», а здесь как будто объясняет, что зло возникает из-за более глубокого сокрытия. Объяснение этого противоречия в том, что постепенное усиление недостатков, этап за этапом, происходит из-за углубления сокрытия лица, которое происходит поэтапно, пока не достигнет такой глубины, что порождает разрушение и уничтожение.
221Глубокое сокрытие создает основу для возникновения суровых орудий кары — строгого суда, когда Всевышний правит миром «тяжелой рукой», препятствуя излиянию добра.
222Как сказали мудрецы (Брахот 7а): «Милосердный гневается каждый день, но сколько длится Его гнев? — Мгновение».
223Перед этим говорилось о создании корней совершенства и недостатков, добра и зла, т.е. духовной природы Творения, а не о создании объектов, т.е. самих созданных.
224Если бы сначала Творец осветил мир сильным светом.
225В будущем мы будем признательны Всевышнему и за то, что Он гневался на нас, поскольку поймем, что все было только ради добра, как объяснялось ранее в п. 54.
[24]«Причины — способы влияния и их пути», о которых сказано выше (конец п. 100), «а создания — их следствия», и сказано о них, что они также вновь созданы — не являются посредниками, с помощью которых действует Всевышний, т.к. Он не нуждается в посредниках и только одной своей волей делает все (см. п. 46). А то, что мы называем «различными причинами» — это законы и ограничения, в рамках которых Всевышний хочет действовать, законы, которые открываются нам из Его свершений, и они созданы Им ради нас в начале Творения. Например, если нас настигает действие закона, то мы определяем данную волю Всевышнего как качество суда, и говорим, что здесь действует волеизъявление суда (т.е. способ влияния, называемый судом), несмотря на то, что действует здесь только воля Всевышнего. Однако Всевышний хотел, чтобы из его действий открывались эти качества, поскольку они необходимы для нашего служения: дать нам постичь Его волю, открывающуюся нам в этих качествах, ради того, чтобы мы следовали им и в соответствии с ними направляли нашу работу. Например, чтобы мы узнали качество суда и поняли, как смягчить его. Известно, например, что из-за молитвы праведника Всевышний заменяет суд милосердием, как сказали мудрецы (Евамот 64а): «Молитвы праведных обращают (переворачивают) качества Всевышнего, качество гнева на качество милосердия».
[25]«Творение» (брия) — создание самой сути предмета, «образование» — придание формы, «делать» — это значит окончательно завершить. О зле сказано «сотворил», а не «образовал» и не «сделал», как сказано о свете или мире. Далее Рабейну объясняет, что Всевышний создал возможность существования зла тем, что сотворил недостаток, таким образом сущность зла — сокрытие добра. Поэтому о существовании возможности сокрытия сказано — «создающий тьму» и «создающий зло», однако реализация зла на деле происходит не положительным действием, а отказом от него, ограничением излияния добра, как объяснено далее.
[25*]Всевышний не создает зло позитивным действием, а только тем, что создал препятствие и частичное ограничение для излияния добра, из этого следует появление ущербного волеизъявления, из которого, в свою очередь, развивается зло. Безусловно, что ограничение — это тоже действие Всевышнего. Однако утверждение, что Всевышний не создавал волеизъявления зла, учит нас тому, что суть Творения — это только добро и милость, а на втором этапе созданы отстранение и сокрытие добра («одежда», как говорит Рабейну далее) —как временные средства, дающие злу возможность появиться. В конце концов, однако, Творение вернется к первоначальному состоянию посредством отмены вышеназванных ограничений и распространением изобилия совершенства без всяких препятствий. И см. в следующем пункте о том, что именно это указывает на единство Всевышнего.
Это открывает нам также сущность нашего служения: на нас возложена обязанность устранить препятствия и покровы (которые по сути своей — зло), и подготовить самих себя и все Творение для восприятия изобилия добра, как говорит Рабейну выше (п. 96): «Что такое служение в общем…» и т.д.
Читайте также: тема Добро и Зло
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»