Темы: Сотворение мира, Каббала, Мишкан, Мировоззрение, Истина, Будущий мир, Праведники, 12 колен Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. В Каббале есть утверждение и понятие о том, что Всевышний творит миры постоянно и если Он хоть на миг перестанет это делать, то вроде всё исчезнет. А что за миры Он творит? Такие же, как наш мир? Тоже создает других людей или других духовных существ или что? Кирилл
Здравствуйте, Кирилл!
В том, что Вы пишете, объединены два утверждения мудрецов.
Прежде всего, Б-г каждую секунду обновляет всё, что Он создал. Смысл этого уже обсуждали: уникальность и ценность каждого мгновения, а также тот факт, что без особого акта творения Б-га ничто не может существовать ни секунды.
Но здесь еще не идет речь о разных мирах. Зато об этом говорится в других источниках, например, в талмудическом трактате Авода Зара (3 б), где обсуждается, что Б-г делает в течение суток: ночью Он «облетает восемнадцать тысяч миров».
Талмуд делает такой вывод, толкуя стих в Тэилим (68:18), а мидраш Берешит Рабати[i] (гл. Берешит 61) делает тот же вывод, толкуя первое слово Торы: «Берешит» — «В начале».
Но что же это за миры такие?
Тот же мидраш продолжает: «Как расположены эти восемнадцать тысяч миров? Вокруг этого мира, по четыреста пятьдесят миров с каждой стороны света (1800/4=450). С южной стороны — четыреста пятьдесят миров, и все они полны великолепия, славы, красоты и величия. С северной стороны — четыреста пятьдесят миров, и все они полны добра, милосердия, справедливости, мощи, вечности, высоты и силы». Подобным же образом говорится о мирах, расположенных с восточной и западной сторон.
Итак, эти миры явно поделены на четыре группы, каждая — со своей спецификой, со своими достоинствами.
Что нам напоминает такое расположение — четыре группы с четырех сторон света вокруг центра?
Расположение еврейских лагерей в пустыне вокруг центра — Мишкана (Скинии, переносного Храма), описанное в Торе (Бемидбар 2). Как уже обсуждали, оно не случайно: каждая сторона света отражает одну из основных склонностей человеческой души, один из человеческих характеров и взглядов. Ведь и нам известно, что существует различие между «западным» характером и «восточным». И расположение этих людей по разные стороны от Мишкана отражало их разные точки зрения на центральную Истину и, соответственно, разные пути к этой Истине, разные способы служения Б-гу.
В свою очередь, в каждом лагере было три колена — из двенадцати. Деление на колена, понятно, тоже не было случайным. Каждое из этих колен обладало уникальным характером, происходя от одного из двенадцати сыновей нашего праотца Яакова. Прежде, чем покинуть этот мир, он собрал всех своих сыновей и дал каждому особое благословение — не похожее на другие, соответствующее уникальной роли родоначальника каждого колена (Берешит 49). И — «разместил» сыновей по разные стороны от своего ложа так же, как позже произошедшие от них колена будут размещаться вокруг Мишкана.
Итак, двенадцать колен, каждое со своим характером и ролью, делятся на четыре группы, у которых, надо полагать, относительно схожие характеры, но всё же — не идентичные, у каждого — со своими нюансами.
Какие еще в Танахе названы числа, когда речь идет о размещении колен вокруг центра?
Такие числа есть! Оставим сейчас число семьдесят, о котором говорим отдельно, и приведем другое, интересное нам сейчас: восемнадцать тысяч! Согласно Талмуду (Сукка 45 б), это число особых праведников, существовавших за всю историю. Раши[ii] (там же) комментирует: столько праведников располагается вокруг места Б-жественного Присутствия (Шхины). Талмуд выводит это из стиха в книге пророка Йехезкеля (48:35): «Кругом — восемнадцать тысяч», а Рабейну Бехае[iii] (там же) добавляет, основываясь на упомянутом мидраше: эти праведники размещаются с четырех сторон света, по четыреста пятьдесят тысяч с каждой стороны.
Теперь становится понятно: каждый из восемнадцати тысяч миров соответствует одному из праведников. Точнее — принадлежит ему. (Причем число «восемнадцать тысяч» не обязательно обозначает точное количество людей: «семьдесят» еврейских душ и соответствующие им «семьдесят народов» — означает базовые, корневые души и народы, а на практике к одному корню могут относиться несколько человек / народов). Ведь каждый человек — целый мир, и у каждого — свой мир. Как сказано (Коэлет 12:5): «Ибо уходит человек в вечный дом свой (эль-бейт оламо)» (дословно «в дом мира своего»).
Впрочем, сказано также (Окацин 3:12, Санхедрин 100а): в будущем Б-г даст каждому праведнику триста десять миров.
Что это значит? Все числа, конечно, символические, но сам факт многочисленности миров — внутри единого мира праведника — возможно, означает разносторонность в рамках одной личности.
Приведем пример, который поможет нам это лучше понять. Семья человека — это один мир, в котором он живет; работа — другой мир, со своими законами, отношениями, действующими лицами, объектами и т.д. А если у него еще какое-то увлечение, интерес, — это еще один мир, а если увлечений много, то больше и миров. Так человек живет во всех этих мирах одновременно, совмещая их всех внутри себя, внутри своего большого мира.
И так, в свою очередь, мир каждого человека совмещается с миром всего общества. Ведь все эти праведники, каждый со своим миром, располагаются вокруг центра — Б-жественного Присутствия — и образуют единую систему, единый мир. Более того, согласно Талмуду (Таанит 31а), в будущем «Всевышний устроит хоровод праведников, а Сам будет сидеть среди них, и каждый праведник будет указывать на Него: “вот наш Б-г!”» Они будут не просто «находиться в одном помещении», но и танцевать, формировать единое органичное функционирующее целое. Как каждый человек, совмещая миры внутри себя.
А о чем же говорит стих в книге Коэлет (см. выше), согласно которому, человек уходит «в свой мир», покинув этот?
Вот о чем: в нашем мире все эти совмещения разных миров в рамках одного в полной мере невозможны. Между миром общества и миром каждого человека — вечный конфликт, тот самый, между индивидуализмом и коллективизмом. Не может человек, живущий в обществе и работающий в коллективе, быть до конца независимым и свободным, полностью погрузиться в свой мир. Но и полностью слиться с обществом не может, оставаясь собой.
И внутри своей жизни не может полностью погрузиться в один из своих миров, в одно из увлечений. Если будем проводить с семьей целый день, ничего не наработаем. Будем слушать музыку или изучать историю весь день, — тоже не наработаем и семью забросим. Приходится постоянно балансировать и строго дозировать каждое из любимых занятий.
Но в Будущем мире, возможно, подобных противоречий и ограничений не будет. Несовместимое в этом мире там можно будет совместить. Каждый человек полностью погрузится в свой мир — и в то же время ощутит полное слияние с «коллективом» в одном хороводе. И внутри своего мира — полностью погрузится в каждый из миров не в ущерб другим, полностью всё обретет. Как именно, нам трудно сейчас представить. Но увидим. И погрузимся, и обретем. Заполучим от Б-га все миры.
Остается только заработать это своим трудом здесь, в этом самом мире, где мы живем.
С уважением, Меир Мучник
[i] Берешит Рабати — книга мидрашей, которая считается сокращенным вариантом книги, написанной раби Моше а-Даршаном — выдающимся знатоком мидрашей и комментатором Торы, главой «мудрецов Прованса» и ешивы в Нарбонне (первая половина 11 века). Его книга неоднократно цитируется в комментарии Раши. Мидраш впервые был напечатан в 5700 / 1940 году по рукописи, найденной в 19 веке.
[ii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[iii] Рабейну Бахье (Бехае) бар-Йосеф ибн-Пакода (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ. Его основной труд — этический трактат «Ховот а-Левавот» — был завершен в 4840 / 1080 году.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Раби Йосеф Герц
Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?