Оглавление
Понятие обещания в иудаизме [↑]
Обещание (ивр. «автаха») — устное обязательство перед людьми или Б-гом совершить или не совершать определенное действие. Выполнение обещания — моральный долг каждого человека, такова и признанная норма общественного поведения, и мнение Торы.
В религиозном обществе не принято обещать что-либо без ограничительных выражений «бли нэдэр» (т.е. «без обета») или «бэ-эзрат а-Шем» («с Б-жьей помощью»), они призваны снизить уровень ответственности за неисполнение обязательства, а также подчеркнуть ограниченность человеческих возможностей и зависимость человека от обстоятельств, находящиеся исключительно во власти Б-га.
С другой стороны, неосторожность в обещаниях свидетельствует о чрезмерной уверенности в собственных силах, которая не оставляет места для вмешательства Творца.
Религиозная обязанность [↑]
По мнению части Ришоним (законодателей раннего периода), обязанность выполнять обещанное является полноценной религиозной заповедью, данной Торой.
Но, согласно мнению большинства законодателей, Тора запрещает нарушать обещание, только когда человек изначально не собирался держать слово, что противоречит принципу «чтобы не было на устах одно, а в сердце — другое» (Псахим 113 б). Если же человек изначально собирался выполнить слово, но потом передумал, он нарушает не закон Торы, а постановление мудрецов (Рамбан, Рош к Бава Меция 49а, Сма 204:12 и др.).
В любом случае, неисполнение обещания противоречит духу Торы, как сказано (Цфанья 3, 13): «Остаток Израиля не совершит несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана». Иногда невыполнение обещания может расцениваться как открытая ложь (Шаарэй Тшува 3:183).
Обязанность держать обещание в бизнесе [↑]
При заключении имущественных сделок обязанность выполнять устные обещания становится еще более строгой.
В Талмуде (Шабат 31а) сказано, что первый вопрос, который задают человеку на Небесном суде, — вопрос о том, насколько честен он был в деловых отношениях, часть которых — соблюдение устных договоренностей.
Юридическая обязанность [↑]
Хотя устное обещание не обладает юридической силой, позволяющей взыскать обещанное по суду, человек, который не сдержал такое обещание, несет клеймо «ненадежного» — «мехусар амана» на языке мудрецов.
Еще строже осуждается тот, кто отменяет сделку после оплаты товара. С точки зрения еврейского имущественного кодекса передача денег еще не завершает акт приобретения, товар не приобретен, пока покупатель не получил его на руки. Поэтому, если одна из сторон решит отменить сделку, суд не может этому воспрепятствовать. Однако на такого человека падает проклятие суда «Ми ше-пара…»: «Тот, Кто отплатил поколению потопа, Вавилонской башни и жителям Сдома и Аморы, отплатит тому, кто не держит своего слова».
Чтобы устное обещание имело юридическую силу, необходимо совершить «киньян» — акт приобретения. Для этого тот, кто дал обещание, приподнимает один из предметов, принадлежащих второй стороне, как бы «фиксируя» таким образом сделку с помощью «киньян судар» (дословно «приобретение платка»).
Чтобы обещание в будущем нельзя было оспорить, заявление должно быть озвучено в присутствии двух свидетелей. Или — зафиксировано письменно.
Обещания Творца [↑]
Выполнение обещаний — одно из свойств, «характеризующих» Творца. Слово Б-га не может быть изменено, поскольку не существует обстоятельств, которые не были бы Ему известны в момент дачи обещания. В одном из своих пророчеств Билам начинает свою речь так (Бемидбар 23:19-20): «Б-г же не человек, чтобы лгать, и не сын человеческий, чтобы передумать. Он ли скажет и не сделает? Будет ли говорить и не исполнит?»
Творец обещает Ноаху никогда более не посылать всемирный потоп. В рамках союза между рассеченными частями (Берешит 15:9, 10) Творец обещает Аврааму даровать землю Израиля в исключительное владение его потомкам, а также — воздать тем, кто будет преследовать еврейский народ в периоды изгнания.
Одна из основ иудаизма — обещание Творца сохранять избранничество еврейского народа даже в период нашего изгнания и духовного падения. Об этом сказано в Торе (Ваикра 26:44): «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их».
В этом стихе мы видим и обещание, что еврейский народ никогда не будет полностью уничтожен, несмотря на гонения и многократные попытки уничтожения. Существование еврейского народа на протяжении всей истории — необъяснимый факт для историков.
Обеты и клятвы [↑]
Запрещено нарушать устные обещания, тем более — обещания, скрепленные обетом или клятвой. Об этом сказано в Торе в главе Матот (Бемидбар 30:3): «Если кто даст обет Господу или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: всё, как вышло из уст его, должен он сделать».
Нет определенной формулы, которую надо произнести, чтобы обет или клятва вступили в силу. Достаточно сказать: «Клянусь поступить так-то и так-то» или «Принимаю на себя нэдэр (обет) поступить так-то и так-то».
Если человек обещал пожертвовать определенную сумму на цдаку, нельзя нарушить обещание, даже если оно не было скреплено обетом. Чтобы обещание дать цдаку не стало нэдэром, нужно произнести ограничительную формулу «бли нэдэр».
Это же относится к любому обещанию выполнить заповедь. Например, если человек пообещал изучить трактат Талмуда, обещание принимает статус нэдэра, даже если слово «нэдэр» не было упомянуто при обещании.
Разрешение (отмена) обетов [↑]
Устная традиция предусматривает возможность отменить взятые на себя ограничительные обеты и клятвы, а также обещания, данные Б-гу, с помощью специальной процедуры, которая проводится в присутствии раввина или в присутствии троих менее сведущих в Торе евреев. В рамках процедуры человек должен рассказать, почему он решил отменить свое обещание, после чего раввин или трое евреев возвещают об отмене обещания.
Но в отдельных случаях отменить обет бывает невозможно. Поэтому в каждом конкретном случае лучше всего обратиться к знающему раввину.
В преддверии Рош а-Шана и в вечер Йом-Кипура (в молитве «Кол Нидрэй») совершают коллективное разрешение обетов и клятв, без конкретизации принятых на себя запретов. Но это отменяет только обеты, принятые ненамеренно, или те, о которых человек уже забыл. Чтобы отменить обеты, принятые намеренно, необходимо совершить полноценное разрешение обетов в присутствии раввина или трех простых евреев, с объяснением, какое именно обещание было дано и почему человек хочет его отменить.