Темы: Обида, Исправление, Раскаяние, Тшува, Прощение, Характер, Споры, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброе время суток. Недавно со мной произошёл один случай, хочу поделиться и получить совет. К большому сожалению, иногда я могу быть резкой и грубой, с детства такой характер. Активно работаю над этим и по сравнению с детством достигла больших успехов. «Приступы» грубости и агрессии случаются редко — в силу стресса, плохого настроения и т.д., не в этом суть.
Вопрос мой в другом. Пару дней назад была я в маркете, мне на пути встретилась дама, которая «задела» меня и произошёл короткий спор, в котором я одержала победу… Но… Прошло каких-то пару секунд, и я поняла, что этот человек не совсем здоров, а, следовательно, слабый и беспомощный… Там были и психические отклонения, и инфантильность, и т. д.
На тот момент я была под эмоциями и не успела среагировать, были бы в моём распоряжении ещё пару минут, я бы попросила прощение и сгладила бы ситуацию, но увы… И этот случай не даёт мне покоя… Я не могу об этом забыть и не знаю, как могу это исправить и избавиться от этого чувства… Пишу, а глаза на мокром месте… Надеюсь, мой вопрос не будет неуместным… Спасибо за внимание! N.
Шалом, N.!
Работа над личными качествами — одна из самых важных и тяжелых задач, возложенных на человека. Само то, что Вы знакомы с собой, отдаете себе отчет в своих поступках и прилагаете усилия для личностного роста, — уже большое достижение. К сожалению, большинство людей предпочитает идти по пути «наименьшего сопротивления»…
Надо понимать, что исправление качеств — это процесс и практически невозможно изменить ситуацию «одним махом». Как во время войны, надо постепенно захватывать позиции, продвигая линию фронта всё глубже и глубже в тыл врага… Поэтому, если в процессе работы иногда происходят «сбои», надо уметь быть к себе снисходительной…
Сила тшувы (раскаяния) огромна, и нет качеств или поступков, которые невозможно было бы исправить. Как известно, процесс тшувы складывается из нескольких составляющих. Необходимо оставить неправильный путь, раскаяться в содеянном, принять решение впредь так не поступать и произнести видуй (признание ошибки и просьба к Творцу о прощении). Если мы нарушили законы Торы, регулирующие отношения человека с его ближним, то тшува должна также включать в себя исправление ошибки и извинение перед тем человеком, которого мы обидели.
Если мы знакомы с «пострадавшим», то всё относительно просто: надо приложить усилия, чтобы он простил. (Даже если человек, которого мы обидели, умер, существует специальная процедура, когда обидевший просит прощения на его могиле).
Как я понимаю, в Вашей ситуации попросить прощения невозможно, поскольку с той женщиной Вы не знакомы и вряд ли когда-либо встретитесь. Как же тогда поступать?
Талмуд рассказывает о страшном преступлении царя Ордуса (Ирода), который убил практически всех еврейских мудрецов… Раскаявшись, он пришел к раввину Баве бен-Бута[1] и спросил, как исправить свой грех. Раввин ответил ему так: «Ты погасил “свечу этого мира”, и ты должен восстановить “свет этого мира”! Займись восстановлением Иерусалимского Храма».
Мы видим, что даже тогда, когда грех, в принципе, непоправимым, всё равно остаются пути исправления!
Рабейну Йона Геронди[2] пишет в своем фундаментальном труде «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния») о человеке, осквернившем Имя Творца (как известно, это грех, хилуль а-Шем, является одним из самых тяжких). Чтобы исправить этот грех, Рабейну Йона предлагает освятить Имя Творца — поступать так, чтобы действия человека были прославлением Творца...
В Вашем случае самым правильным будет продолжить работу над собой, ни в коем случае не отчаиваться и постараться (в меру возможностей) проявлять эмпатию даже к тем людям, которые, на первый взгляд, этого не заслуживают.
Желаю Вам удачи на Вашем пути и всего самого наилучшего!
С уважением, Элияу Левин
[1] Бава бен-Бута — танай (мудрец Мишны) первого поколения, один из великих в своем поколении, ученик Шамая.
[2] Рабейну Йона бар-Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263; Испания) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Яков Шуб
Хана Лернер
Рав Ашер Кушнир
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Михаэль Солганик
Рав Лейб-Нахман Злотник
Спор, размежевание — это не просто зло, а невероятная трагедия. Творец Един и Он — Истина. Всё, что делится хотя бы надвое, априорно не может претендовать на истину.
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его