Темы: Запреты, Ад, Награда и наказание, Карет, Душа, Заповеди, Будущий мир, Рай, Смерть, Праведники
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Расскажите, пожалуйста, об отсечении души. Если душа бессмертна, то как же она может быть отрезана? А ведь наказание карет предусматривает именно это.
Здравствуйте, спасибо за Ваш вопрос!
«Карет» — это смерть души?
Одно из наказаний, которое Тора назначает грешникам, на святом языке называется «карет» (отсечение, искоренение). Наверное, оно — одно из наиболее загадочных, судя по количеству вопросов о нем, поступающих на сайт. Пришло время разобраться, что же это такое — карет.
Карет упоминается в ряде стихов Пятикнижия. Практически при каждом его упоминании упоминается и душа. Например: «Ибо все, которые сделают (какую-либо) из этих мерзостей (речь идет о запрещенных связях), души делающих это истреблены (вэ-нихрэту — карет!) будут из среды народа своего» (Ваикра 18:29). Или «Скажи им: в роды ваши, всякий из потомства вашего, если приступит к святыням, которые посвящают сыны Исраэля Господу, когда нечистота его на нем, истреблена (вэ-нихрэта — карет!) будет душа та предо Мною; Я Господь» (там же, 22:3).
На первый взгляд, речь идет о наказании после смерти. Душа лишается наслаждений Будущего мира. Так ли это?
Заострим вопрос.
Мишна в начале трактата Критот перечисляет 36 преступлений, за которые полагается карет. Среди них: запрещенные половые связи; нарушение субботы; нарушение запретов, связанных со святостью Храма и жертвоприношений; нарушение некоторых законов кашрута (законов о разрешенной и запрещенной пище); идолопоклонство; колдовство; а также неисполнение некоторых предписывающих заповедей: обрезания, пасхальной жертвы и др.
Здесь перечислены разные по тяжести преступления. Если грех был совершен при свидетелях и после предупреждения[i], то суд правомочен вынести приговор преступнику. В этом случае за нарушение части запретов «карет» полагается смертная казнь, например, за связь с замужней женщиной или за работу в субботу; за нарушение большинства запретов «карет» (21 из 36) полагается бичевание. А есть и такие случаи «карет», за которые суд не назначает наказания — это невыполнение заповедей о пасхальной жертве и обрезании.
Но если земной суд не может вынести приговор, «дело» переходит в суд Небесный, и по нему за все эти нарушения полагается карет.
Задумаемся: человек (даже праведник!) не устоял перед соблазном съесть кусочек нутряного жира (хелев) или зарезал животное, которое чистосердечно принес в жертву Б-гу вне Храма, — и получил карет.
Не слишком ли сурово — лишать его души и, следовательно, доли в Будущем Мире? Да, он ослушался Всевышнего и намеренно (карет полагается только за преступление, совершенное намеренно) нарушил Закон. Но всё равно: как-то странно ставить его в один ряд с идолопоклонником, отрицающим сами основы веры.
Кроме того, есть нарушения, на первый взгляд, значительно более тяжелые, а наказание за них — легче. Для сравнения: тот, кто совершил преднамеренное убийство, если есть свидетели и возможность вынести приговор, будет казнен еврейским судом — и станет «чист». Смерть искупает его грех. Если не было свидетелей — должен будет отмучаться в Геиноме. Но, так или иначе, у него есть доля в Будущем мире. Его душа не отсекается, не исчезает. Она проходит исправление и живет дальше. А за кусочек жира — карет?! Несправедливо?
Талмуд: карет — это преждевременная смерть.
Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся понять, что сказано о наказании «карет» в Талмуде.
В трактате Моэд Катан (28а) читаем следующее. Сказал Раба: «Если человек умер в возрасте от 50 до 60 лет — это смерть из-за нарушения, за которое полагается карет». И еще сказано (там же): рав Йосеф, когда ему исполнилось 60 лет, устроил трапезу для мудрецов и сказал им: «Я вышел из возраста, когда умирают от нарушения, за которое полагается карет». Рав Йосеф понял, что, раз он дожил до 60, значит, он не совершил нарушений, влекущих за собой карет, и радовался этому.
Значит, карет — это наказание в нашем мире, преждевременная смерть в определенном возрасте. Здесь нет ни слова о потере доли в Будущем мире.
Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» (3-я глава) перечисляет 10 уровней наказания за грехи. От легкого к тяжёлому. Карет стоит в этом списке на 7-ом месте. Преступления, за которые полагается смертная казнь, и преступления, которые запрещено совершать, даже если человеку угрожают смертью (разврат, убийство, идолопоклонство), занимают соответственно 8-ю и 9-ю позиции. И только после этого, на 10-ом месте, названы грехи, из-за которых человек лишается доли в Будущем мире. Снова: карет отнюдь не подразумевает исчезновение души.
А как же «души делающих это истреблены будут из среды народа своего»?
По-видимому, речь идет о том, что человек погибнет, будет истреблен из среды живых. Слово «душа» используется в Танахе и в значении «человек». Сравните: «и взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане» (Берешит 12:5). С ними шли живые люди — те, кто благодаря Аврааму и Сарай удостоились приблизиться к Б-гу.
Еще пример: «Всех душ, пришедших с Яаковом в Египет, происшедших из чресл его, кроме жен сынов Яакова, — всех душ шестьдесят шесть» (там же, 46:26). И т. д.
Так и во всех стихах, где говорится о карете, «душа» — это живой человек (по мнению Талмуда и Рабейну Йоны, но см. мнение Рамбана ниже).
В чем смысл преждевременной смерти?
Итак, мы узнали, что, согласно Талмуду, «карет» — это преждевременная смерть человека, а не его души. По-видимому, смысл этого наказания различен для праведника и злодея. Праведник, уйдя из жизни раньше времени, лишается возможности «заработать» дополнительные блага мира Истинного. А злодей — возможности раскаяться в своих грехах. Непредвиденная ранняя смерть «скрепляет печтаью» его приговор: тяжелое исправление в Геиноме.
Мнение Мидраша Сифра и Рамбана
В отличии от Рабейну Йоны (см. выше), Рамбан не ограничивается мнением Талмуда. Он цитирует Мидраш Сифра (к Эмор 14:4), который задает наш вопрос: что означает слово «карет» в Торе?
Мидраш отвечает, основываясь на стихе Ваикра 23:30: «И того, кто будет делать какую-либо работу в этот самый день (Йом-Кипур), истреблю Я душу его из среды народа его». Толкуя этот стих, Сифра приходит к выводу: как здесь речь идет об истребление души, так и везде в Торе «карет» — это истребление души.
На первый взгляд, это напрямую противоречит тому, что сказано в Талмуде. Но Рамбан предлагает интересное объяснение, которое устраняет противоречие. Что это за объяснение?
В своем труде «Шаар а-Гмуль» Рамбан пишет (опираясь на Талмуд — трактат Рош а-Шана 17а) об участи тех, у кого грехи преобладают над заслугами. Их наказание — 12 месяцев мучения в Геиноме, после чего их душа сгорает и ветер рассеивает ее пепел под ногами праведников. У этих душ нет Ган-Эдена, но есть некоторое прикосновение к Будущему мира (в качестве пепла под ногами праведников), они не исчезают совсем.
Рамбан полагает, что подобная судьба души и есть тот «карет», о котором говорит Мидраш Сифра. Это «искоренение», поскольку душа не поднимается к своему исходному состоянию — Б-жественной святости, а прилепляется, из-за тяжести грехов, к огню Геинома и лишается наслаждения Ган-Эдена (отсекается от него).
Такой карет, пишет Рамбан, не влияет на судьбу человека в этом мире, человек может прожить долгую жизнь. Страдает только его душа. После смерти.
Карет для праведника и для злодея — это не одно и то же
Далее Рамбан поясняет: «карет», о котором говорит Тора, нужно понимать в двух плоскостях (обратим внимание, перед нами — интересный пример того, как Устная Тора дополняет Письменную: один и тот же стих имеет два различных объяснения, основанных на традиции мудрецов). Следует различать карет для праведника (у которого заслуги преобладают над грехами) и карет для злодея (у которого грехи преобладают над заслугами).
Для праведника, совершившего один из грехов, за которые полагается карет, наказанием будет преждевременная смерть, как утверждает Талмуд (см. выше). А судьба злодея — истребление души, о котором говорит Мидраш Сифра.
Подведем итог
По мнению Рабейну Йоны, существует один карет для всех — в этом мире. И «истребление души» означает раннюю смерть.
А по мнению Рамбана, карет бывает двух видов, каждый — для своей группы:
— для тех, у кого заслуг больше, чем грехов, — в этом мире;
— для тех, у кого грехов больше, чем заслуг, — в Будущем мире.
Соответственно, слова об истреблении души можно понимать двояко.
«Особый карет» для вероотступников
Отдельно в Торе упомянут карет для вероотступников.
Барайта в трактате Санхедрин (99а) раскрывает смысл стиха «Ибо слово Господа он презрел и заповедь Его нарушил; истребится непременно (hикарэт тикарэт) душа та, грех ее на ней» (Бемидбар 15:31). Барайта толкует стих так: о ком сказано «слово Господа он презрел»? О том, кто считает, что Тора — не с Небес (не от Б-га); «заповедь Его нарушил» — сказано о том, кто отказывается от союза обрезания. А слова «истребится непременно» (hикарэт тикарэт, буквально «истребляясь, истребится») объясняет так: «истребляясь» (hикарэт) — в нашем мире, «истребится» (тикарэт) — в мире Будущем.
Значит, и по Талмуду всё-таки есть разновидность карет, при котором преступник не только преждевременно умирает, но и лишается жизни души в Будущем мире. Однако это — исключение. Такое страшное наказание постигает только вероотступников. Ведь именно о них, согласно Талмуду, говорится в приведенном стихе — единственном стихе Торы, где карет упоминается дважды.
Рабейну Йона так определяет эту категорию грешников: это те, кто умышленно и открыто оставляет веру, отрицая ее основы: поклоняются идолам, совершают нарушения публично, позорят Тору и изучающих ее.
Эти преступления так тяжелы, что у души грешника нет продолжения. Он умрет рано, лишившись возможности совершить тшуву (раскаяться), и в Будущем мире не найдет ничего, кроме вечных страданий. В «рейтинге тяжести преступлений», составленном Рабейну Йоной, это последний, самый тяжелый 10-ый уровень.
Хочется закончить эту статью «на оптимистической ноте». Нам важно смотреть на «полную половину стакана», а не на то, что пролито.
Говорят мудрецы (Тосефта, Сота 4:1): мера награды Всевышнего больше меры наказания в 500 раз. Если так велико наказание за нарушение заповедей Торы, то как же велика должна быть награда за их исполнение!
Об этом говорит мишна в Пиркей Авот (4:17): Раби Яаков говорил: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире Будущем; и лучше один час блаженства души в мире Будущем, чем целая жизнь в этом мире».
В качестве приложения к ответу — список наиболее актуальных сегодня нарушений, за которые полагается карет:
К сожалению, и такое встречается:
С уважением, Нохум Желязник
[i] Человек отвечает перед судом за свое нарушение, если его предупредили при двух свидетелях, что он совершает запрещенное действие, а он ответил, что знает об этом, но все же доведет преступление до конца.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»
Смысл призыва «Будь дерзок, как тигр, и легок, как орел, быстроног, как олень, и мощен, как лев, исполняя волю своего Отца, Который на Небесах»
Рав Реувен Куклин
Как узнать, какие грехи Б-г простил и простил ли Он вообще?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Насколько буквально, и что они под этим понимают?
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет есть в Йом Кипур. Заповеди Песаха.