Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Вавилонский талмуд, Талмуд, Амораим, Александр Кац
Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»; умер в 4085 /325/ г.) – руководитель ешивы в Пумбедите, один из «архитекторов» Вавилонского Талмуда.
Учился у р. Уны (см.), главы ешивы в Суре, у р. Нахмана бар Яакова (см.), главы мудрецов Неардеи; однако ближайшим его учителем был р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы в Пумбедите (Седер адорот).
Отличался выдающейся эрудицией: мудрецы называли его «Синай», поскольку «все законы Торы были столь же упорядочены в его сознании, как при даровании Торы с горы Синай» (Орайот 14а, Раши). Вместе с тем он был знатоком сокровенной мудрости, изучавшим Маасе амеркава – тайны управления Вселенной (Мегила 13а).
Р. Йосеф также прославился образцовым выполнением заповеди почитания родителей. Рассказывается, что, «лишь заслышав приближающиеся шаги своей матери, он вставал на ноги, говоря: «Поднимемся навстречу Шехине (Б-жественному Присутствию)!» (Кидушин 31б).
В 4060 /300/ году, после смерти р. Йеуды бар Йехезкеля, мудрецы решили, что заменить его во главе ешивы Пумбедиты должен именно р. Йосеф. Однако вавилонские астрологи – халдеи – предсказали р. Йосефу: он умрет через два года после того, как возглавит ешиву, – и р. Йосеф отказался от почетного назначения в пользу Рабы (см.), своего друга и оппонента в ученых спорах, который был значительно младше его. И лишь в 4082 /322/ году, когда сорокалетний Раба скоропостижно скончался, скрываясь от персидских властей, р. Йосеф все же возглавил ешиву (Брахот 64а).
Преодолев шестидесятилетний рубеж, р. Йосеф устроил для знатоков Торы пир, утверждая, что «избежал наказания карет» – поскольку, по его мнению, именно смерть, наступившая до шестидесятилетнего возраста, свидетельствует об этой каре Небес (Моэд катан 28а).
К старости р. Йосеф ослеп (Седер адорот), а под конец жизни потерял также и память – однако он сумел в значительной степени восстановить свои познания, благодаря самоотверженной помощи своего ближайшего ученика Абае (см.), ставшего впоследствии главою четвертого поколения мудрецов (Недарим 41а).
Р. Йосеф умер в 4085 /325/ году, через два с половиной года после того, как он стал руководителем ешивы Пумбедиты (Брахот 64а; Раавад, Седер акабала).
Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»