Тосефта (арамейский — «дополнение»), сборник танаических учений, брайт, который содержит развернутые пояснения и дополнения к Мишне и составлен в структурном и смысловом соответствии с корпусом Мишны.
Оглавление
Предыстория Тосефты [↑]
Вместе с Письменной Торой на горе Синай была получена Устная Тора, которая традиционно передавалась устно из поколения в поколение. До разрушения Храма не было и речи о записи Устной Торы. Но когда рабби Йеуда а-Наси увидел, что в его дни положение изменилось, что беды еврейского народа только усугубляются, влияние Рима в Земле Израиля расширяется и усиливается, мудрецы преследуются, а евреи удаляются в разные страны из-за бед и угнетения, он понял, что есть опасность, что евреи могут забыть Учение. Поэтому он составил сборник еврейских законов — Мишну — чтобы она была у каждого, чтобы ее изучали и чтобы она не забылась.
Ученики рабби Йеуды а-Наси также закончили составление сборников Сифра и Сифри на книгу Дварим, вышедшие из дома учения раби Акивы и объясняющие источники законов, и составление Мехилты и Сифри на книгу Бамидбар, вышедших из дома учения рабби Ишмаэля; составили Тосефту, разъясняющую и углубляющую слова Мишны. Все эти труды предшествовали созданию Тосефты, а также Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
Авторы Тосефты [↑]
Не все законы, составленные предыдущими поколениями, внес Рабби в окончательную редакцию Мишны. Мишна составлялась для заучивания наизусть, поэтому Рабби выбирал наиболее краткие, а также связанные в логическую или мнемоническую цепи формулировки закона. Однако при объяснении положений Мишны Рабби пользовался этими «невключенными», т. е. оставшимися «вне» Мишны, законами. Такие законы называются Брайтот (на арамейском языке брайта — внешняя). Они также были собраны и упорядочены. Наиболее известный сборник таких законов — Тосефта (множественное число — тосефтот) — составлен, по многим мнениям (Рамбам, Предисловие к разделу Зераим; Абарбанель, Предисловие к Нахалат авот), раби Хией и его ближайшим учеником раби Ошая бар Хама.
Помимо Тосефты, дошедшей до наших дней, существовало еще несколько танаических антологий, также называемых Тосефта, однако ни одна из них не сохранилась как самостоятельное произведение.
Большая часть учения самого рабби Йеhуды hа-Наси и его учеников не вошла в корпус Мишны, но сохранилась в Тосефте, которая таким образом выполняет роль непосредственного продолжения Мишны. Тосефта содержит пояснения не только к Мишне рабби Йеhуды hа-Наси, но и к древним мишнайот, существовавшим задолго до окончательной редакции Мишны. Мишна начала складываться в поколении раббана Гамлиэля, а первые сборники, называемые Тосефта и поясняющие древнюю Мишну, возникли уже в поколении рабби Ишмаэля и рабби Акивы и пользовались таким же авторитетом, как сама Мишна.
Содержание Тосефты [↑]
Тосефта содержит цитаты из Мишны или подобные ей брайты; учения, подобные содержащимся в Мишне, однако иногда с существенными отличиями; брайты, которые поясняют или продолжают соответствующие цитаты в Мишне; отсутствующий в Мишне материал, который связан с ней тематически; дискуссии мудрецов Мишны, употребленные в соответствующем разделе Тосефты в ином контексте. Несмотря на то, что большая часть трактатов Тосефты — пояснение к Мишне, некоторые ее фрагменты представляют собой как бы самостоятельные произведения, лишь косвенно связанные с Мишной.
Тосефта состоит из тех же разделов (сдарим), трактатов (масехот), глав (праким) и мелких параграфов (hалахот), что и Мишна. За исключением трактатов Авот, Тамид, Мидот, Киним, каждому из трактатов Мишны соответствует трактат в Тосефте. Общий объем Тосефты значительно превосходит объем Мишны.
Составители Тосефты бережно сохраняли стиль древних мишнайот, часть которых восходит, может быть, еще ко временам Моше рабейну. Вместе с позднейшими напластованиями они включены в окончательный текст. Причем иногда редактор Тосефты добавлял от себя (не приводя своего имени) лаконичные разъяснения к тому, что сказано в той или иной мишне.
Издания Тосефты [↑]
В настоящее время известны только две рукописи Тосефты: Эрфуртский манускрипт — рукопись XII века, переписчик которой довел свою работу лишь до трактата Звахим, и Венский манускрипт, рукопись XIII — XIV веков, включающая весь текст Тосефты.
Первое печатное издание Тосефты увидело свет в Венеции в 1521 г. Тосефта была помещена как приложение к книге рабби Ицхака бен Яакова Альфаси «Сефер hа-hалахот», и подобным же образом она публиковалась в последующих изданиях.
В эпоху ришоним широкие круги учащихся не изучали Тосефту, поэтому комментаторы не уделяли ей внимания. Первый известный комментатор Тосефты — рабби Авраам Аббеле Гомбинер (XVII век), написавший краткий комментарий к разделу Незикин. В конце XVIII века появился фундаментальный комментарий рабби Давида Пардо «Хасдей Давид», на четыре раздела Тосефты, а уже в XX веке — обширные комментарии на Тосефту рава Йехезкеля Абрамского и р. Шауля Либермана.