Рав Аба бар Нахмани (в Талмуде назван просто Раба, сокращение от «рав Аба»; 4042—4082 /282—322/ гг.) — руководитель ешивы в Пумбедите, один из величайших «архитекторов» Вавилонского Талмуда. Происходил из рода коэнов, восходящего к первосвященнику Эли из Шило.Учился в Суре у р.Уны (см.) и в Пумбедите у р. Йеуды бар Йехезкеля (см.); после смерти р. Йеуды, последовавшей в 4060 /300/ году, Раба в возрасте 18 лет возглавил ешиву в Пумбедите (Седер адорот).
Ближайшим его другом и помощником в руководстве ешивой был р. Йосеф бар Хия (см.); они очень дополняли друг друга: р. Йосефа отличала колоссальная эрудиция, а Рабу — острота и точность анализа (Брахот 64а, Раши). Многочисленные алахические дискуссии между ними, собранные в Вавилонском Талмуде, в значительной степени определили облик этого грандиозного свода Устной традиции, — и в большинстве случаев, кроме трех исключений, законодательное решение принималось в соответствии с точкой зрения более молодого Рабы (Тосафот, Бава батра 114б; Седер адорот). Талмуд называет Рабу «колебателем гор» (Орайот 14а) — настолько острым и неожиданным был его подход к решению любой проблемы.
Ближайшими учениками Рабы были его племянник Абае (см.) и его друг Рава (см.) — лидеры четвертого поколения мудрецов Вавилонии.Под руководством Рабы ешива в Пумбедите стала самым авторитетным центром изучения Торы: в ней одновременно занимались несколько сотен учеников (Ктубот 106а, Раши), а на ежегодные открытые конференции — ярхей кала — собиралось до 12 тысяч слушателей (Бава меция 86а).
Персидский царь Шабур II, запретив евреям устраивать такие многолюдные съезды, повелел схватить их главного вдохновителя. Рабе удалось бежать, но, скрываясь от преследования, он умер — в возрасте 40 лет (там же; Моэд катан 28а).
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте также: тематический обзор Абае