Темы: Испытание, Природа, Заповеди, Психология, Работа, Черты характера, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Меня мучает мое состояние давно: я постоянно оказываюсь на таких работах, где начальство злое. Работаю в сфере закупок, меня постоянно подставляют, мешают работать. Из-за этого я постоянно увольняюсь, но, попав на новое предприятие, опять встречаю то же самое.
Я слышал и знаю, что вся Тора состоит из одного простого предложения: как хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, так относись и ты, помоги врагу, если он просит о помощи, быть доброжелательным, не осуждать, не держать зла в сердце, не мстить.
Но как поступать с теми, кто выше (начальство), кто хочет так и не иначе? С теми, кто дает работу чужую и не доплачивает, с теми, кто пользуется тобой из-за того, что ты добр? Дайте, пожалуйста, совет, как поступать: смириться и жить дальше?
Да благословит Всевышний Израиль и даст покой от всех врагов его! Александр
Здравствуйте, Александр!
Спасибо за Ваши слова!
О самом вопросе. Прежде всего, позвольте Вам посочувствовать. Жизнь действительно бывает трудной, и человек не всегда способен идеально с ней справляться. Вы правы, что легко разводить красивые теории о том, каким надо быть добрым и всепрощающим, но на практике трудно их применять, когда сталкиваешься с несовершенством реальных людей. Коту Леопольду даже в сказке хорошо только в конце, а в жизни и счастливый конец случается далеко не всегда.
Другое дело, что в реальной жизни также редко может идти речи об однозначном добре или зле. Жизнь — штука непростая, много в ней серого. А также многие сферы жизни — джунгли, арена постоянной борьбы, в которой выживает сильнейший. В сказках и баснях хищники типа волка — часто «отрицательные герои»: нехорошо поедать ягненка только потому, что хочется волку кушать. Но в жизни хищник ест других не потому, что он злой и сделал такой неправильный аморальный выбор, а потому, что такой он по природе, ему ради собственного выживания надо кого-то есть. И если каждый раз ягненок спасется, то уже волк умрет с голоду.
Человек, конечно, не должен быть человеку волком, у него свобода выбора есть. Но полностью избегать «хищнических» поступков не всегда удается. Особенно в иерархической системе начальников и подчиненных. Как известно, власть развращает, и если начальник обладает возможностью как-то злоупотреблять своим положением и эксплуатировать подчиненного, то соблазн велик, и это вполне может произойти.
К тому же начальник часто сам подчинен другим, еще более вышестоящим, и может терпеть «хищническое» поведение от них: тогда велик соблазн «разряжаться» на тех, кто ниже. А то почему с ним могут так обращаться, а он с другими не может? И, даже если начальника никто особенно не гнобит, всё равно он — под давлением, у него другой уровень ответственности. Ну, вот он и сбрасывает часть давления на нижестоящих.
Автор известной книги «Законы Паркинсона» также отмечает: быть начальником — это, среди прочего, быть готовым делать всё то, что не входит в прямые обязанности подчиненных: формально каждый из них отвечает только за свою конкретную работу, а начальник отвечает за всё. Поэтому начальник может естественным образом захотеть переложить что-то из этого на подчиненных, если получится. А то почему только он должен делать больше, чем обязан, пусть и другие…
Более того, мы сами, каждый из нас, бывает, поддаемся тому же соблазну. С подчиненными на работе, а если их и нет, есть, например, члены семьи, дети. Кто может поклясться, что никогда не велел им что-то сделать просто потому, что самому было лень, а им можно повелеть? Что ни разу не наорал на них не столько за дело, сколько потому, что настроение было дрянное? Стараемся быть хорошими и справедливыми, но не всегда получается. Причем временами даже не замечаем, как злоупотребляем своим положением и причиняем другим боль — когда ее чувствуют только они, а не мы.
Поэтому в Вашей ситуации, не зная конкретики, трудно сказать, поступают ли начальники с Вами так потому, что они злые и вредные, или просто потому, что они начальники. Потому что чувствуют, что могут.
В некоторых случаях с ними можно поговорить. Уважительно, но разъяснить, как и почему они Вам затрудняют жизнь. Не всегда они сами это осознают. Но, если осознают или если с ними невозможно поговорить, то трудно найти простое решение. От одного начальника, с которым оказалось трудно найти общий язык и сработаться, действительно бывает лучше уйти, найти другую работу. Но если, как Вы пишете, Вы уже так делали, и неоднократно, то стоит задуматься: это потому, что те начальники плохие, или потому, что жизнь такая, а они «нормальные»?
Знакомый мне раввин недавно сказал об одном человеке, у которого были проблемы с другими: не осознавая того, он постоянно «вызывает огонь на себя». Как-то так держится, что-то говорит, что провоцирует других. Думается, что каждому человеку в такой ситуации стоит лишний раз проверить, не относится ли эта формулировка к нему.
Да, в этих джунглях жизни надо знать, как вести себя с каждым «зверем», с кем вступать в борьбу, а от кого бежать; с кем твердо стоять на своем, не убегая, но и не атакуя, а кого просто игнорировать. Что не делать, чтобы не спровоцировать кого-то без надобности.
Все варианты и ситуации тут не опишешь, надо знать конкретику, а еще лучше — в целом обладать чутьем и пониманием жизни, развить это. И не всем это всегда удается.
В любом случае, когда тех или иных неудобств и несовершенств в жизни избежать не получается, это означает — испытание пришло от Б-га: останется ли сам человек порядочным и, вообще, продолжит ли выполнять заповеди в ситуации, когда это труднее обычного? Чем больше сложностей и препятствий, тем больше и награда.
Да, трудно быть порядочным с людьми, которые, вроде бы, ведут себя иначе, но и награда будет больше, чем у них. Талмуд (Бава Батра 10 б) рассказывает о мудреце, который некоторое время находился при смерти, а «вернувшись» сообщил, что по ту сторону увидел «перевернутый мир»: те, кто здесь наверху, — там внизу, и наоборот.
В конкретных случаях это не всегда однозначно: ведь, как мы упоминали, те, кто сверху по отношению к одним людям, могут быть внизу по отношению к другим или причинять нижестоящим страдания, не осознавая того. Точно может судить только Б-г. Но Он и судит, поэтому можем быть уверенными: в конечном счете, каждый будет поставлен именно на то место, которого заслуживает.
Конечно, сам этот факт не может полностью облегчить Вашу жизнь здесь и сейчас. Так что желаю, чтобы и в этом произошли изменения к лучшему.
Всего доброго!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Натан Агрес
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Мирьям Климовская
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его