Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Уважение, Общение супругов, Самосовершенствование в браке, Эгоизм, Грубость
Добрый день, уважаемые раввины и консультанты. Хотелось бы спросить у Вас о допустимых для религиозного еврея формах эгоизма (в частности, в отношениях с супругами).
Проблема в том, что мой муж часто мне говорит: слезы — это форма эгоизма, депрессия — это форма эгоизма и все формы заботы человека о себе — это тоже эгоизм. Он прав, и в этом он также ссылается на труды Любавичского Ребе, мне нечего возразить.
Но мне видится, это не слишком конструктивный аргумент, когда я прошу не повышать на меня голос, не оскорблять меня и мою мать, не препятствовать мне в занятиях личными делами. И только и слышу в ответ: «Если бы ты не была высокомерной, а была по-настоящему скромной и понимала, что ты ничто, ты бы на меня не обижалась, а твоё недовольство — это твой эгоизм».
В этом он тоже прав, но у меня появляется подозрение, что он у меня пытается вызвать чувство вины, чтобы я с ним жила. Но так жить не представляется конструктивным. Ведь мы вместе растим детей, а они неизбежно вырастут и будут повторять за отцом, и тогда я боюсь, что я их потеряю — они так же будут меня «ставить на место».
Потому мой вопрос заключается в следующем: есть ли «допустимые» рамки эгоизма для еврейского человека? Т.к. хочется жить тогда по правилам, установленным нашей святой верой, а не по навязываемым двойным стандартам, где одному позволено всё, а другому ничего. Заранее благодарю! N.
Уважаемая N.,
К сожалению, я настолько закоренелая эгоистка, что совершенно не могу себе представить, что, если человек от «чисто еврейского ощущения собственного ничтожества» будет на меня орать и оскорблять мою мать, я из возвышенных побуждений удержусь от крика и альтруистически скажу: «Кричи, дорогой, кричи». Надеюсь, понятно, что всё это сарказм.
На самом деле, да простит меня Ваш муж, тут действительно идет речь о ТАКИХ двойных стандартах, при которых я никак не могу обсуждать, допустим ли для еврея эгоизм.
Потому что трудно поверить, что муж на Вас сердится из абсолютного альтруизма и понимания собственного ничтожества, «битуль а-еш» (обуздания своего эго). А поэтому мне трудно подтвердить свое мнение цитатами. Но две вещи могу сказать.
Во-первых, есть заповедь «вэ-аhавта лэ-рэаха камоха» — «И возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18). Т.е. я не могу любить ближнего, если себя я не люблю. Поэтому любовь к себе (не за счет других) предписывается Торой.
Во-вторых, есть знаменитая история, как Гилель обучал иноверца всей Торе, пока тот стоял на одной ноге. Гилель ему сказал так: «ма-ше-сануй алеха аль-таасэ лэ-хаверха» — «То, что ненавистно тебе, не делай другому». Поэтому, если мне не нравится, когда меня доводят до слез или грубо мне отвечают, то я не могу грубо разговаривать с другим человеком или доводить его до слез.
И скажите мужу, что Вы готовы разобраться с вопросами эгоизма у компетентного религиозного семейного консультанта. Желательно — у человека с хорошим знанием Торы, а сегодня таких немало. В том числе и у нас на сайте.
Может быть, с их помощью Вашему мужу удастся понять, что же имеет в виду Торат ХАБАД, когда говорит о «битуль а-еш». Что мне совершенно понятно — речь никогда не идет об обуздании эго другого человека, а только об обуздании собственного эго.
С уважением и пожеланием счастья в семейной жизни, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Мира Вайсбин
Вчера, отвечает Лея Солганик
11 ноября, отвечает Мирьям Климовская
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Реувен Куклин
Ишмаэль считает свои желания волей Аллаха?
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Овадья Климовский
Что произойдёт в конце дней?
Рав Овадья Климовский
Почему без верблюда?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы