Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Испытания, Йосеф, Недельная глава, Ваешев, Яаков, Реувен Пятигорский, Мальбим
Начиная с этой главы и до конца книги Берешит, центр повествования Торы перемещается с описания частных биографий зачинателей нашего народа к рассказу о семье в целом, — первой еврейской разветвленной семье, со всеми ее сложными внутренними отношениями, связями с внешним миром, бедами и пр. Идет рассказ о двенадцати сыновьях Яакова-Исраэля. Тема, знакомая и вполне разработанная литературой: Йосеф и его братья. Сначала Йосеф, а на его фоне — братья, родоначальники будущих колен.
В первых же словах сообщается о трагическом расколе, в результате которого братья отдалились от Йосефа, потому что: «увидели его братья, что отец любит его больше их» (37:4). Дважды, в двух предложениях подряд, говорит Тора о любви Яакова к первенцу покойной, горячо любимой им Рахели — чтобы показать, что братьям не привиделась эта любовь отца; нет, он на самом деле любил Йосефа больше всех. И в этом таился корень будущих страшных событий.
Маленькое замечание: не надо забывать, что уровень семьи Яакова слишком высок, чтобы мы могли осуждать кого-нибудь из них. Здесь не место говорить о том конфликте подробно. Но учиться надо на всем, а особенно — на деяниях наших праотцев.
Итак, братья невзлюбили Йосефа и продали его проходящему каравану ишмаэлитов, в результате чего Йосеф оказался в Египте. Беспричинным их поступок назвать нельзя. А больше всего их расстраивало особое расположение к Йосефу со стороны отца.
Было в отцовской любви, кроме того что Яаков перенес на Йосефа чувство, которое он испытывал к его матери, было в ней и некое объективное обоснование. Мудрецы указывают, что в Йосефе отца привлекала особая мудрость, качество, которое, по его мнению, могло позволить тому продолжить линию, идущую от Авраама и Ицхака. Другими словами, Яаков готовил мудрого Йосефа к особой роли — к роли руководителя народа, несущего Тору. Так полагал Яаков. И ошибся. Не в предвидении будущего места Йосефа в еврейской истории ошибся отец, а в простой житейской правде: нельзя выделять одного за счет других, добром это не кончится. Мудрецы сказали в трактате Шабат (10б): «Не выделяй сына перед остальными (сыновьями), ибо из-за одной рубашки (подаренной Яаковом Йосефу) невзлюбили его братья и произошло все, что произошло, — наши отцы оказались в Египте».
Отсюда практическое правило: воспитывай детей, никого не выделяя ни по красоте, ни по уму, ни по их почтительности к тебе; относись к ним, сдерживая свои чувства, пусть они не испытывают ревности друг к другу. Иначе может случиться то, что случилось в семье Яакова…
Перечень событий, приведенных в главе. Яаков дарит Йосефу особую рубашку. Тот пересказывает сны, в которых выступает царем над всей семьей. Братья продают его проходящим купцам. Эпизод с Йеудой, четвертым сыном Леи: лишившись двух сыновей, он, в результате некоторых событий, женится на невестке-вдове, Тамар. Йосеф в доме Потифара, египетского вельможи. Страсть к нему жены Потифара. Йосеф в тюрьме. Сны, которые он растолковывает двум попавшим в тюрьму сановникам фараона.
Возвращаемся к первой фразе главы: «И поселился Яаков в земле, где проживал его отец…» Поселился, чтобы жить в спокойствии и мире. Мидраш замечает: просил у Всевышнего, чтобы дал ему спокойствие, но попал в пучину горя из-за Йосефа. Праведники просят: дай нам прожить в покое; Всевышний отвечает: мало того что вам, праведникам, уготована доля в мире грядущем, вы хотите еще спокойной жизни в этом мире?!
Действительно, вся биография Яакова — сплошные неприятности, проблемы, горести и слезы. Как внутри семьи, так и в отношениях с окружением. Намек на состояние, в котором прожил свою жизнь Яаков, наши мудрецы находят в восклицании пророка Йова (3:4): «Не было у меня (душевного) равновесия, не было покоя, не было отдыха, а был лишь трепет». Так мог сказать Яаков-авину: «не было равновесия» — из-за Эсава; «не было покоя» — из-за Лавана; «не было отдыха» — по поводу Дины (см. предыдущий раздел Ваишлах, гл.34); «был трепет (души)» — по поводу Йосефа.
У праведников не бывает спокойствия. Даже у Авраама и Ицхака. Просто Авраам никогда не жаловался на испытания, которым его подвергал Всевышний, а Ицхак невзгод вообще не замечал…
Закончим, как часто делаем, занимательным эпизодом из жизни знаменитых раввинов. Написано «И поселился Яаков в Стране». Предыдущая глава кончается на рассказе о старейшинах и царях Эсава, правивших землей Сеир. Несмотря на опасность такого соседства, Яаков плотно селится на земле, «поселяется». Здесь виден намек на известное правило: при появлении опасности — не беги сломя голову, а спокойно садись. Например, так надо поступать, когда налетит стая злых собак… Рассказывают, что однажды раби Меир Лейбуш (Амальбим) присутствовал в большом собрании в городе Кенингсберге и там стал объектом насмешек одного повесы, бывшего ученика ешивы, оставившего Тору. Зная, что его слышат многие, тот развязным тоном спросил учителя: «Известно, что когда входит рав, надо вставать. В то же время, когда прибегают собаки, надо сесть. Что велит делать Тора, когда одновременно появляются и рав, и собаки?» На этот издевательский вопрос знаменитый учитель моментально ответил: «В таких сложных случаях закон велит узнать, как принято поступать в том или ином городе. Давай пойдем по улице — я и ты — и посмотрим, что будут делать люди, — вставать или садиться?»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.