Темы: Обида, Уважение, Прощение, Молитва, Ответственность, Добро и Зло, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день,
Я хотел бы узнать ваше мнение в следующем вопросе.
Мне сейчас 50 лет. Когда мне было около 18, я нехотя обидел словом своего очень хорошего и уважаемого знакомого (в очень грубой форме сказал ему, что он очень растолстел; я сам удивился, как это могло сойти с моих уст). Он сразу повернулся и ушёл.
Мне было сразу понятно, какую глупость я совершил, но сразу извиниться мне не представилось возможности. В силу обстоятельств мы больше с ним не встречались. Всю жизнь при воспоминании об этом ко мне подкатывало чувство вины.
Некоторое время назад я нашёл его по соц. сети и написал письмо, в котором рассказал об этой ситуации и попросил прощения, а также попросил ответить. Письмо он прочитал, но никакого ответа не последовало.
Как мне теперь быть? Чувство вины осталось. Будет ли достаточно молиться о прощении только Творцу?
Кстати, это был мне урок на всю жизнь. С того момента я всегда стараюсь не обидеть собеседника.
С уважением, Александр
Уважаемый Александр!
Вы из тех совестливых людей, которые умеют учиться на собственных ошибках. Ошибаться могут многие, но вот вынести из собственных просчётов урок, принять на себя ответственность, не искать виновных на стороне, способны далеко не все.
По еврейскому Закону, человек, нанёсший ближнему материальный или моральный ущерб, не может очиститься, не может получить прощения, пока не возместит ущерб или пока не попытается сделать всё, что в его силах, чтобы стереть обиду и получить прощение от пострадавшего.
Более того, соблюдающий еврей, отходя ко сну, произносит специальную молитву, в которой оценивает прошедший день, пытается вспомнить, не обидел ли кого-нибудь и не нанёс ли кому-нибудь даже малый ущерб. Если это случилось, человек немедленно должен пожалеть об этом и продумать, каким образом это можно исправить. Кроме того, прежде чем уснуть, человек старается простить, по крайней мере, в душе, тех людей, которые ненароком, «не со зла», обидели его самого.
В основе этого лежит понимание одной простой вещи: человек, не умеющий прощать, становится как бы соучастником, звеном цепи зла. Ее прервать может лишь тот, кто сознаёт, что все люди ответственны друг перед другом, что злопамятность и мелочная мстительность увеличивают Меру Суда в мире и, в итоге, страдают все.
Самое страшное — когда невозможно отыскать человека, которого мы обидели, которому нанесли ущерб. В этом случае, если обиженный не умеет прощать или даже просто не знает, что обидчик раскаивается, возможны тяжёлые последствия. И это — одна из причин, по которым нам следует быть крайне осторожными и внимательными к окружающим. Впрочем, всё это является частью заповеди «возлюби ближнего как самого себя», заповеди «уважения к творениям» Создателя, а всё вместе составляет заповедь любви к Всевышему.
У евреев это — основа мировоззрения, фундамент отношений между людьми. Можно вспылить, можно произнести необдуманные слова, можно поступить опрометчиво под влиянием стресса, волнения или чувств, затмивших разум, но всё это не оправдывает того, кто это сделал, если тут же, на месте он не пытается с этим справиться.
И, если произошёл нежелательный инцидент, человек обязан как можно скорей загладить его. Исправить то, то можно исправить. К сожалению, некоторые вещи починить сложно, а исправление других потребует огромных лишений и страданий. Лучше всего включать разум раньше, чем станет поздно.
Иногда человек совершает такое, что простить очень трудно. Если мы разрушаем чью-то жизнь словом или поступком, то добиться прощения от пострадавшего весьма непросто. И это неудивительно. Каждый день жизни напоминает ему о том, что произошло.
Но и в этом случае, если виновный раскаивается искренне и пытается исправить то, что дано исправить, то пострадавший должен вспомнить, Кто на самом деле управляет судьбами людей и направляет их жизнь в то или иное русло.
Человек должен понять, что испытания, выпавшие на его долю, в конечном счёте, были посланы неспроста, а с целью исправить в его душе некий изъян, который нельзя было исправить иным путём, или направить его по определенному пути. И в этом случае «враг» — человек, нанёсший ущерб, — оказывается не более чем инструментом, обстоятельством, приводящим в действие испытание. Но не дай Б-г нам самим стать таким «инструментом»!
Что же касается конкретно Вашего случая, то Вы, на мой взгляд, сделали всё, что от Вас зависело, чтобы загладить вину. Если Вы не уверены, что извинение принято, то по еврейскому Закону его повторяют до трёх раз. Главное — чтобы обиженный знал об этом и почувствовал всю искренность Вашего раскаяния.
Если же и после трёх извинений он отказывается Вас простить, то вся ответственность ложится на него. И это не самая легкая ответственность.
С искренним уважением, Александр Красильщиков
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Ашер Кушнир
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его