Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы обязаны поведать детям о том, что видели у горы Синай. А если нам самим никто не поведал?

Темы: Потомство, Предназначение, Еврей, Дарование Торы, История, Синай, Ответственность

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хотелось бы узнать ответ на такой вопрос. В сиддуре «Теилат Ашем» есть раздел «Шесть вещей, о которых вспоминают ежедневно». Второй пункт из этого списка такой: «Только будь осторожен, весьма оберегай душу свою — не забудь те события, которые видел ты глазами своими; И да не сотрутся они из сердца твоего, пока ты жив, и поведай о них сыновьям своим и внукам; [Поведай о том, что видел в] день, когда стоял ты пред Господом, Б-гом твоим, у Хорева».

Я понимаю, что эти слова обращены к евреям, которые получали Тору у горы Синай, но как эти слова имеют отношение к нашему современному поколению?

К примеру, я — еврей по маме, но так получилось, что мы не были воспитаны в еврейской среде, а пришли к этому сами (явно не без участия Всевышнего). Нашим предкам их предки не рассказывали об этих событиях (может быть, когда-то очень давно и рассказывали), которые они видели своими глазами. Соответственно, наши предки и нам передать ничего не смогли.

Конечно, я думаю, что когда-то такая традиция передачи была, но сейчас же эта традиция утрачена и осталась только письменная передача тех событий — из самой Торы. Я понимаю, что идея этой заповеди состоит в том, чтобы всегда помнить, что мы сами были свидетелями Дарования Торы и получили её не через пророка и не через посредника, а напрямую от самого Б-га.

Но как же я могу выполнить эту заповедь, если мне мои предки ничего такого не рассказывали и я сам своими глазами ничего не видел, а только читал об этом в Торе? С уважением, Руслан

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Руслан,

Спасибо за действительно интересный вопрос.

Прежде всего, следует отметить: сам факт того, что Вы еврей, подразумевает одну простую вещь — Вы стали им не по чьему-то капризу или случайно. Это Ваше наследство от Ваших еврейских предков. То есть, Ваше еврейство замыкает цепочку сотен поколений евреев. И эта цепочка, если «осветить мрак времён», тянется к Вам от самого Синайского откровения, то есть от получения еврейским народом Торы у горы Синай.

В этом, по сути, и состоит главное значение и определение слова «еврей». Еврей — не национальность и даже не религиозная принадлежность. Еврей — это звено в цепочке поколений, звено в передаче Традиции. То, что Вам (и Вашим ближайшим предкам по маме) из Традиции по наследству досталось лишь одно слово, одно лишь название — «еврей» — ничего не меняет.

В этом слове «зашифрована» вся совокупность знаний, понятий, заповедей и ответственности, которой обладали, в том числе, и Ваши еврейские предки. Три-четыре поколения назад евреи ещё владели всей полнотой знаний Торы и Традиции, переданной, как уже сказано, по цепочке поколений от горы Синай. Иначе и быть не могло. Иначе Вы бы уже не были евреем. Не Ваша вина, что Вы не знали настоящего значения слова «еврей». Оно суть и смысл нашего существования и знак для нас: в каком направлении действовать и куда идти дальше. Оно последняя связь, минимум, тонкая ниточка, связывающая Вас с Традицией, но она, эта связь, всё ещё реальна. В Вашей воле эту связь уничтожить или же возродить.

Ключ к шифру под названием «еврей», к счастью, не утерян. Достаточно открыть сохранившуюся Письменную Тору, достаточно начать изучать и Устную её часть, и Вы сразу поймёте, что ничего ещё не пропало, что всё поддаётся исправлению. Потому что, самое главное — звено Традиции под названием «еврей» в Вашем лице — всё ещё здесь, оно существует. Остаётся лишь наполнить название конкретным содержанием, перевести его — в соответствующие слова и поступки.

Это возможно потому, что вся полнота и глубина еврейской Традиции в течение тысячелетий передавалась и сохранялась всем еврейским народом в совокупности и каждым евреем в отдельности. Любой еврейский отец передавал знание Торы своим детям. Каждый учёный еврей передавал тонкости Закона многочисленным ученикам, а те, в свою очередь, — своим ученикам.

Традиционная еврейская семья строилась так, что, где бы она ни находилась, в потенциале могла стать зернышком, способным возродить целую еврейскую общину. А полноценная еврейская община в потенциале могла вернуть к жизни весь еврейский народ.

Так это работало, так это работает до сих пор. Взаимная и всеохватная ответственность евреев друг за друга играла и играет свою роль в сохранении Традиции, а значит, и еврейского народа. Ибо одно без другого — немыслимо.

История евреев знала множество примеров, когда угасание еврейской жизни в одном месте на планете сопровождалось её возрождением где-то ещё. Изгнание из Эрец-Исроэль, повлекло за собой расцвет еврейской жизни в Вавилоне. Её упадок там начался не раньше, чем появились центры еврейской учености в Испании, Франции и Германии. Изгнание из Испании укрепило еврейские центры Северной Европы, усилило общины Среднего Востока, Южной Европы и Северной Африки, а также возродило общину в Эрец-Исроэль.

Погромы и преследования в Германии и Франции привели к развитию общин Восточной Европы. Так это продолжалось вплоть до нашего времени. Катастрофа европейского еврейства, духовная деградация и ассимиляция в странах СССР не сумели погасить уголёк Традиции. Она возродилась на Американском континенте, в Великобритании и Эрец-Исроэль.

Если Вы знаете, что Вы еврей, если Вы задались вопросом, как это соотносится с Вашей жизнью, то сам этот вопрос свидетельствует, что у Вас еще есть возможность возродить Традицию в Вашей семье. Вы ещё способны своим возвращением к еврейским корням дать продолжение тысячелетней цепочке. И тогда Ваши дети и Ваши внуки, получив соответствующее традиционное еврейское образование и воспитание, станут следующим звеном в тысячелетнем «марафоне», старт которому был дан у горы Синай при встрече человечества со своим Творцом. Ведь мы, евреи, — непосредственные участники и свидетели этого события. И всё это содержится в простом слове, отражающем глубокое понятие — еврей.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше