Темы: Шем, Йешива, Авраам, Изучение Торы, Бней Ноах, Праотцы, Эвер, Материалы для Бней Ноах
Попробуем понять, что представляла собой ешива в те давние времена, как функционировало тогда это учебное заведение, так прочно связанное все же с современной еврейской культурой.
Все наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков — учились в ешиве Шема и Эвера. Это была самая первая ешива на свете.
Шем — один из трех сыновей Ноаха. Ноах родился в 56 году второго тысячелетия, Шем родился 502 годами позже, в 1558 году. Он умер, когда Яакову было 50 лет, в 2158 году.
После потопа отец дал ему благословение: «Пусть Б-г пребывает в шатрах (Шема)». Это значит, что через Шема должна была передаваться людям Б-жественная мудрость. Он был специально выделен для того, чтобы сохранить и передать потомкам знание о Едином и Единственном Творце, Создавшем этот мир, так как народы мира постепенно превращались в язычников, поклонявшихся различными предметам или природным явлениям, развивалось множество разнообразных культов.
Эвер был правнуком Шема. Он родился в 1923—1837 году. Его отцом был Шелах. Он умер в 2197 году, когда Яакову было 79 лет.
В Мидраше сказано: «Тогда Он избрал двух выдающихся личностей, вышедших из отчего дома (без сомнения Мидраш, выбирая это выражение, хочет подчеркнуть, что Шем и Эвер были прямыми потомками Ноаха, главного действующего лица истории после потопа, единственно способного передать мудрость, исходящую от первого человека), которые беспрестанно предостерегали человечество».
Есть предположение, что Шем и Эвер участвовали в погребении Авраама. Существует мнение, что Яаков долго соблюдал траур после смерти Эвера.
Трудно переоценить роль, которую сыграли Шем и Эвер в истории человечества. Обучение Торе играет первостепенную роль в их жизни. В Мидраше рассказывается, что Яаков учился в ешиве Шема и Эвера четырнадцать лет, после того как оставил дом своих родителей.
Но не он был первым учеником в этом учебном заведении. У Шема и Эвера учился и Авраам. Когда Творец показал Аврааму знаменитую книгу «Сефер Ецира», с помощью которой Он создал мир, то Авраам ничего не смог понять, читая ее. Тогда голос с Небес сказал ему:
— Ты хочешь думать, что твой ум подобен Моему? Ты не сможешь тут ничего понять в одиночку, иди к Шему и Эверу.
В Мидраше есть объяснение, что через три года, проведенных в ешиве, Авраам понял глубину этой книги.
Шем и Эвер создали еврейский суд. Одно из юридических решений, принятых им, применяется по сегодняшний день. Это суд Шема запретил внесупружеские связи.
Рассерженный Эсав все-таки не решился убить своего брата Яакова, так как побоялся, что суд Шема и Эвера спросит с него за это преступление. (В комментариях сказано, что эта инстанция выносила приговор по законам сыновей Ноаха и присуждала наказания, принятые в те времена.) А это значит, что Эсав боялся не зря, за убийство его могли приговорить к смертной казни.
Именно в суд Шема и Эвера пришла за советом Ривка, чтобы понять, что происходит с нею. Ведь ее дети (будущие Эсав и Яаков) уже во время беременности проявили свои склонности. Один, стремясь к постижению мудрости Всевышнего, толкался и хотел выйти, когда она проходила мимо Бейт а-Мидраша Шема и Эвера, другой же рвался к языческим идолам. В Торе сказано, что Ривка пошла «посоветоваться с Б-гом». Наши мудрецы, объясняя значение этой фразы, говорят, что она пошла к Шему и Эверу, которые предсказали ей происхождение двух совершенно разных народов от ее будущих сыновей.
В первую очередь следует сказать, что учеба в ешиве Шема и Эвера не являлась каким-то возвышенным размышлением, как это можно было бы себе представить! Наш предок Яаков вынужден был оставить родительский дом после того, как получил благословение, предназначавшееся его брату. Родители, Ицхак и Ривка, велели ему отправиться к Лавану — брату матери и его дяде, чтобы найти жену. Но Яаков повиновался не сразу. Перед женитьбой он предпочел провести некоторое время в ешиве Эвера. Только спустя четырнадцать лет Яаков отправляется к дому Лавана. По пути останавливается на ночлег в месте нахождения будущего Храма. Раши сообщает, что здесь он в первый раз за все эти годы лег поспать. В течение четырнадцати лет, проведенных у Эвера, он этого не делал — настолько велико было его усердие. Что же изучал Яаков? Какие тексты, какие идеи, какие темы?
Если положится на мнение некоторых мудрецов, то создается представление, что наши предки обладали классическими знаниями, переданными позже Моше на горе Синай, а через него и всему еврейскому народу. Конечно, многочисленные доказательства того, что наши предки исполняли заповеди Торы до ее дарования, также служат основанием. Например, Лот, племянник Авраама, ел мацу во время Песаха до установления этого праздника; Авраам, говорится в трактате «Йома» (28б), досконально соблюдал все заповеди Торы. Достаточно вспомнить обрезание, которое сделал Авраам себе и всем мужчинам в своем доме.
Эта практика выполнения заповедей доказывает, что наши предки очень глубоко знали и понимали учение Всевышнего. Более того, некоторые другие цитаты могли бы служить доказательством того, что они изучали те же тексты, что и мы!
Так у Авраама был, как и у нас, трактат, названный «Авода Зара». Только он содержал четыреста глав, в то время как в нашем — лишь пять. Отношения между Ицхаком и его сыном Эсавом в хорошие годы вертятся вокруг вопросов еврейского закона, которые последний задает своему отцу: «Нужно ли взимать десятину соли?»
Рамбам говорит, что Яаков учился со всеми своими детьми. Но при этом он отдавал предпочтение Леви. Он повелел своим детям, чтобы всегда Леви был во главе народа, дабы со временем Тора не была забыта.
Обладали ли наши предки интуитивным знанием, были ли они наделены даром пророчества или же они поняли эти вещи лишь потому, что изучили их в ешиве Шема и Эвера?
Мидраш, похоже, приводит по этому поводу неоспоримый довод. В Торе сказано, что Яаков дал Йосефу «полосатую» одежду, знаменитую «ктонет пасим». В Мидраше объяснено, что эта фраза намекает на тот факт, что Яаков передал сыну все знания, полученные у Шема и Эвера.
Весьма вероятно, таким образом, что все знания в области Торы, полученные поколениями былых времен, были переданы им предками, начиная с первого человека, который знал и понимал все тайны мира.
В одном из комментариев к первой главе Торы «Берейшит» говорится:
— Он был мудрее ангелов, и Б-г дал ему книгу, из которой он узнал тайны, не понятные никаким другим людям. Он пришел к пониманию величия Хозяина мира, чего не удалось сделать даже ангелам (!..) Хоть ангелы и явились в момент его греха и отобрали у него книгу, Б-г согласился вернуть ему ее, чтобы мудрость не была забыта людьми.
Процитируем здесь «Кузари», также изобилующую мыслями такого рода:
— Адам, бесспорно, был совершенным созданием. На самом деле, произведение Мудрого и Всемогущего Творца, созданное из выбранного Им материала для придания ему желаемой формы, может быть лишь совершенством без изъянов (…) Он был наделен божественными возможностями. Я хочу сказать, что он достиг одного уровня с Б-гом и духовными сущностями в знании реального положения вещей без обучения, с помощью самого быстрого размышления.
Адам обучит своих детей этой мудрости, и они передадут ее. Великие люди, упоминающиеся в Торе как главы ряда поколений, были также теми, кто увековечивал эту мудрость, по мере того как остальные люди постепенно терялись, погружаясь в идолопоклонство.
У Адама было много детей, но единственным, кто удостоился стать его последователем, был Авель, который был похож на него (…). Среди них были также люди, к которым не приставало божественное, такие как Терах. Но сын Тераха — Авраам — был учеником своего дедушки Эвера, а знание учения Творца передавалось тогда от дедушек к внукам. Авраам был избранником среди детей Эвера и его учеником.
Такова и точка зрения «Зогара».
Получается, что общепринятое мнение о том, что мудрость Торы вдруг родилась у наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, не верно. Великими мудрецами своего времени были никто иной, как Шем и Эвер, через которых великое учение Творца было передано последующим поколениям.
На этой стадии размышлений напрашивается другой вопрос: если два этих персонажа были настолько велики, почему в конечном итоге Авраам был избран, чтобы нести факел иудаизма и Торы?
Такой вопрос был задан Раавадом. Он отвечает на него, уточняя, что лишь в Вавилоне, где находился Авраам, а не в Эрец Исраэль нужно было сокрушить идолов. Похоже, впрочем, что даже у Авраама, сразу по прибытии на святую землю, была задача лишь возвестить о существовании Б-га, не было необходимости бороться за свержение идолов. Без сомнения жители Эрец Исраэль не следовали новым языческим культам таким радикальным образом, как чужеземцы. В любом случае Шем и Эвер, живущие в Эрец Исраэль, не добились, следовательно, таких высоких заслуг, как Авраам, вынужденный физически бороться, чтобы разрушить идолов.
Мидраш говорит, что Шем и Эвер прятались у себя в ешиве, в то время как Авраам шел к людям и распространял истину. В самом тексте Торы можно прочесть о причине избрания Авраама: «Так как Я знаю, что он сумеет вложить знания в детей». Эта фраза заставляет думать, что Шем и Эвер не занимались широким распространением знаний, воспитывая лишь своих детей.
Но в любом случае мы видим, что изучение Торы в ешивах существовало с самых древних времен, возможно даже начиная с сотворения мира.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»