Оглавление
Иссахар — сын Яакова [↑]
Иссахар бен Яаков (יששכר ) — один из родоначальников народа Израиля, восьмой сын праотца Яакова и пятый сын его жены, праматери Леи. Годы жизни: 2197-2319 гг. от Сотворения мира /1563—1441 гг. до н. э.
Родился в Харане 10 Ава.
Когда у нее родился этот ребенок, Лея произнесла: «Дал мне Б-г награду (שכרי — схари) за то, что я отдала мужу свою служанку», — и ребенка назвали Иссахар (Берешит 30:17-18)
.
Изучал законы Б-га под руководством отца.
Женился на Ариде из рода Эвера, младшей сестре Адины, жены его брата Леви. У Иссахара и Ариды родилось четыре сына: Тола, Пува, Иов и Шимрон.
Иссахар принимал участие во всех походах, сражениях и испытаниях, пережитых сыновьями Яакова.
В 2238 году /1522 г. до н. э. /, когда вся семья Яакова переселилась в Египет, Иссахар и еще четверо братьев были представлены фараону, который дал сынам Израиля надел на северо-востоке страны, в земле Гошен (Берешит 47:2-6, Раши).
Иссахар бен Яаков умер в Египте в 2319 году /1441 г. до н. э. / — ему было 122 года. Его останки были перенесены из Египта и преданы земле в городе Цидоне (Сидоне), рядом с могилой его брата Звулуна (сегодня на территории Ливана).
Потомки Иссахара [↑]
Потомки Иссахара составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало 54 400 мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:29), а перед вступлением в землю Израиля — 64 300 (там же 26:25).
Во время странствований по пустыне, колено Иссахара входило в стан Йеуды, располагавшийся к востоку от Шатра Откровения (Бемидбар 2:5).
Знамя колена Иссахара было иссиня-черного цвета, и на нем — изображение солнца и луны, так как среди его потомков было множество знатоков астрономии и календарных вычислений (Таргум Йонатан, Берешит 46:13).
Надел Иссахара [↑]
При разделе Земли Израиля колено Иссахара получило участок в центре страны — от горы Тавор до реки Иордан (Йеошуа 1917-23). Это был единственный надел, защищенный со всех сторон другими коленами и вообще не имевший выхода к границам страны.
Потомки Иссахара посвятили себя изучению Торы, и к ним обращались за решением сложных алахических вопросов. Из этого колена вышел целый ряд глав Санхедрина.
У потомков Иссахара существовал договор с соседним коленом Звулуна, которое занимались коммерцией и торговлей: это колено обеспечивало материальные нужды потомков Иссахара и получало долю в их награде за изучение Торы.
В 3205 году (555 г. до н. э. ) потомки Иссахара были изгнаны ассирийцами вместе с остальными северными коленами, и в период Второго Храма они уже не вернулись на Святую Землю.
Следы колена Иссахара [↑]
Путешественник р. Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н. э. / еврейские общины Вавилона, а затем Северной Африки и Испании, утверждал, что во время своих странствий побывал в государстве, населенном потомками Иссахара.
По его словам, они «занимались Торой днями и ночами», говорили между собой на иврите, а с соседями-огнепоклонниками — по-персидски. Населяемая ими земля находилась на берегу моря и составляла десять дней пути в длину и приблизительно столько же в ширину. Во главе колена стоял судья (шофет) по имени Нахшон, и он имел право выносить даже смертный приговор по закону Торы.
Свидетельства о потомках Иссахара, по-прежнему составляющих отдельную общину, собраны в письмах ближайшего ученика Виленского Гаона, р. Исраэля из Шклова, который был в конце своих дней главным ашкеназским раввином Иерусалима.