Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Шофтим, Хафец Хаим, Стыд, Зелиг Плискин, Страх, Любовь к ближнему
ДОВЕРЬСЯ БОГУ, ТВОЕМУ ГОСПОДУ (Дварим, 18:13)
Хафец Хаим говорил: «Тора обязывает нас всецело доверять Богу, но не людям. Надо быть внимательным, чтобы тебя не обманули» (Хафец Хаим аль аТора, к этому стиху).
Он посвятил жизнь распространению братской любви, запрету плохо говорить о других и заповеди судить людей благосклонно. Любил людей, но не был наивным, хорошо знал мир и человеческие недостатки.
Много раз предупреждал учеников, что, вступая в деловые отношения, следует зафиксировать все до мельчайших деталей. Самый честный человек может что-то забыть. Публикуя свои книги, Хафец Хаим записывал все указания типографии, прежде чем начиналась работа: качество бумаги, тип печати и т.д. Именно из любви к людям все отмечал, чтобы потом не возникло никаких споров. Мы должны учиться этому. Тот, кто не делает это, пожалеет[1].
ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, И ХОДИ ПО ЕГО ПУТЯМ ВСЕ ДНИ (Дварим, 19:9)
Хафец Хаим отмечает, что Тора подчеркивает: мы должны ходить по путям Бога все дни. Мудрецы объясняют: это значит, что мы должны постоянно подражать Ему, делая добрые дела и сочувствуя другим людям. Тора обязывает делать хесед ежедневно. Каждый день мы должны искать возможность сделать кому-нибудь добро (Аѓават хесед).
И ПУСТЬ ЕЩЕ ГОВОРЯТ ИСПОЛНИТЕЛИ С НАРОДОМ И СКАЖУТ: КТО БОЯЗЛИВ И РОБОК СЕРДЦЕМ, ЧТОБЫ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ И НЕ СДЕЛАЛ СЕРДЦА БРАТЬЕВ РОБКИМИ, КАК ЕГО СЕРДЦЕ (Дварим, 20:8).
Тора рассказывает, что до выхода евреев на войну (милхемет ршут) некоторые возвращались домой: те, кто построил новый дом, но еще не жил в нем; кто посадил виноградник, но не вкусил его плодов; кто обручился, но еще не начал жить с женой. В стихе 8 упомянута и четвертая категория людей: тем, кто боится и робок сердцем, следует вернуться домой.
Раби Йоси аГлили (Раши, ссылаясь на Сота) объясняет, что ради них и отсылают домой первые три категории. Кто покинет ряды из-за своих грехов[2], будет полон стыда. Но если вернутся домой и другие, люди не будут знать, почему возвращается каждый из них.
Это поразительно. Большое число воинов отправляют во время войны домой только, чтобы спасти грешников от стыда. Отсюда следует: мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы избавить людей от стыда.
[1] Слышал от рава Йосефа Дов Соловейчика, главы ешивы «Бриск» в Иерусалиме.
[2] Боится смерти тот, кто чувствует за собой вину и ожидает наказания свыше.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.