Всевышний разрешает лгать?26 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав Читать дальше |
|
Враги человеку домашние его?13 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав Читать дальше |
|
Что такое «узел жизни»?18 февраля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, скажите, пожалуйста, что такое «узел жизни»? Сокращение на могильных плитах тав-нун-цадик-бэт-эй — тийе нишмато црура бэ-црор а-хаим («Да будет его душа завязана в узле жизни»). Спасибо! Моше Читать дальше |
|
Илия-пророк бросил на Елисея милоть свою... Что означал этот древний обычай?23 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток! В 3-ей книге Царств 19, 19 описан эпизод, как Илия «бросил на него (Елисея) милоть свою», как бы призывая его. Можно поподробнее об этом древнем обычае (жесте)? Спасибо! М. Читать дальше |
|
Начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место...9 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, начал читать пророка Малахи и сразу наткнулся на странное место: «Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот» (1:11). Как толкуются эти слова? Какие воскурения и жертвы как чистый дар (??) принимает Всевышний среди народов? Эти приношения среди народов, по слову пророка, существовали в то время, когда совершались Храмовые приношения, которые Вс-вышний назвал (на тот момент) неугодными Ему, потому что приносилось «награбленное, и хромое, и больное». Т.е. какие-то воскурения и жертвы Вс-вышний принимал не в Храме Йерушалаима, а «в каждом месте» среди народов? О чём здесь говорит пророк? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Чьи ноги встанут на Масличной горе?2 сентября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Чьи ноги встанут на Масличной горе? Насколько мне известно, в иудаизме считается, что Машиах придет на гору Азэйтим, согласно пророчеству: «И выйдет Г-сподь, и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (с середины) — на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу, и половина ее — к югу» (Захария 14:3,4). Но ведь в этом отрывке прямым текстом идет речь о Б-ге, а не о Машиахе, т.к. употребляется четырехбуквенное имя Б-жье. Мне непонятно, почему иудаизм толкует этот отрывок как мессианский. Поясните, пожалуйста, как это согласуется в иудаизме? Если уже есть ответ от какого-либо уважаемого раввина, то буду признателен, если дадите ссылку или назовете имя раввина, т.к. самостоятельно я ничего не нашел. Рустам Читать дальше |
|
Мертвые ничего не знают?29 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Добрый день! Хотел бы получить ответ на вопрос касательно жизни после смерти и осмысленного существования души в загробном мире. В процессе прочтения Священного Писания наткнулся на некоторые тексты, которые я не могу понять в свете позиции иудаизма на эти вопросы. Приведу краткий перечень: Собственно вопрос: как эти тексты согласуются с понятиями иудаизма о загробной жизни умерших, тем более осмысленной? Заранее спасибо за ответ. Эдуард Читать дальше |
|
О ком говорит пророк? О падшем ангеле — как-то по смыслу не подходит...21 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Иезекииль 28—17. О ком речь? Христиане пишут, что о падшем ангеле, но как-то по смыслу не подходит. С уважением, К. Читать дальше |
|
Почему царь Шломо не побоялся обратиться к царю демонов? Считал себя неуязвимым?18 июля 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Уважаемый рав, почему царь Шломо при всей своей мудрости не побоялся обратиться к Ашмедаю (царю демонов) за помощью найти Шамира (см. ниже)? Попросил ли царь Шломо коэнов, чтоб они молили о том, как найти Шамира, самого Творца? Царь Шломо считал себя неуязвимым? Если Ашем сделал для евреев столько великих чудес, неужели Ашему трудно было бы научить своих служителей, как найти Шамир для обработки камней Храма? И, вообще, Шамир — это ангел или демон? Или нечто нейтральное? Я из начинающих интересоваться еврейской традицией. Многое непонятно. На лекциях иногда рассказывают совершенно удивительные истории. Как, например, история со времён Второго Храма о том, как раввины попросили Ашмедая помочь им уговорить римского чиновника не воевать с евреями. Они согласились на том, что Ашмедай вселится в дочь чиновника (или императора, не помню). И когда девушка начнёт бесноваться, раввины помолятся ей на ухо и Ашмедай отпустит её. Так и было. Демон начал мучить девушку к ужасу всех присутствующих, пока раввины не помолились. Почему те раввины и царь Шломо не боялись царя демонов??? Что за просьбы помощи нечистому? Спасибо. М. Читать дальше |
|
Человек благоразумный скрывает знание?17 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Читаю Писание, «Мишлей», и некоторые предложения вызывают недопонимание: Мишлей 12:23. Человек благоразумный скрывает знание, а сердце глупых провозглашает глупость. Мишлей 23:20. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус для щелочей, то поющий песни для печального сердца. Мишлей 23:23. Правду купи, и не продавай мудрости и учения разума. Мишлей 25:22. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Г-сподь воздаст тебе. М. Читать дальше |
|
В Танахе описано сожжение умерших?14 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Прочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А. Читать дальше |
|
Почему Невухаднецару приснились только четыре империи?10 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав. У меня вопрос по поводу толкования сна Даниэлем для Навуходнецера. 1. Почему сон затрагивает только 4 империи: вавилонскую, персидскую, греческую, римскую? Если говорится только об империях, затронувших евреев, то нужно было бы перечислить почти все империи. Если говорить о самых важных, то почему нет египетской, византийской и т.п.? По какому принципу сон затрагивает только лишь некоторые из империй?.2 Есть ли связь между Нимродом и Навуходнецером? Так как только эти два царя упоминаются как цари Вавилона больше всего в Торе. И только эти цари играют роль. Спасибо. Эрик Читать дальше |
|
Переписчики — виновники противоречий в Библии?27 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! Пишут, что в ТаНаХе есть противоречия в некоторых местах. Например: «Ряд противоречий в Библии следует отнести к ошибкам переписчиков древних рукописей, и это, похоже, один из таких случаев, так как в некоторых древних рукописях в тексте 2Цар 21:8 говорится о Мерове, сестре Мелхолы. И действительно, женой Адриэла была не Мелхола, а Мерова (1Цар 18:17—20). Мерова, как старшая дочь Саула, была обещана Давиду за победу над Голиафом, но Саул выдал Мерову за Адриэла из Мехолы. Давиду же досталась Мелхола, которая любила его. Но у Давида не было детей от Мелхолы, и, к тому же, говорится, что она умерла бездетной (2Цар 6:23). В то время, когда Давид был в бегах от Саула, Саул выдает Мелхолу, жену Давида, другому человеку — Фалтию из Галлима (1Цар 25:44). При этом нигде не упоминается, были ли дети у Фалтия. Так что, если мы сложим все эти тексты, то становится ясно, что на каком-то этапе кто-то сделал описку и в тексте 2Цар 21:8 перепутал имена дочерей Саула, написав “Мелхола” вместо “Мерова”, вероятно будучи под влиянием схожести написания слов “Мелхола” и “Мехола”». Что имелось в виду в этих местах I и II книг Шмуэль? Кто — жена Адриэла? Как толковать «числовые» несоответствия: «Противоречие № 4: Сколькими годами голода пророк угрожал Давиду? 7 (2-я Царств 24:13) 3 (1-я Паралипоменон 21:12)» и приведено еще много. Считаются ли в Иудаизме неизмененными и точными, без ошибок, все книги ТаНаХа, или только Хумаш, а в других возможны и допускаются разночтения? Спасибо. С уважением, О. Читать дальше |
|
Почему царь Давид сказал: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха…»?20 июня 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Шалом, уважаемый ребе! Не могли бы Вы прокомментировать или прислать обширный комментарий к стиху Псалом 120:5: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Спасибо, с уважением, Е. Читать дальше |
|
Почему, когда пришёл пророк, отец Давида даже не позвал его?11 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Вопрос №1. Где можно прочитать о юности царя Давида? Так как очень интересует формирование его характера. Почему когда пришел пророк, отец Давида даже не позвал его? Вопрос №2. Также на протяжении жизни никто из его семьи не стал его верным помощником. То есть видно как некое пренебрежение со стороны родственников. Почему? Владимир Читать дальше |
|
Неевреи будут коэнами и левитами?3 июня 2013 года, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб Шалом! Помогите понять, как толкуются слова Иешайи: «…приходит (время) собрать все народы и языки, и придут они, и увидят славу Мою. И Я сделаю среди них знамение, и пошлю спасенных из них к народам — в Таршиш, к Пулу и Луду, натягивающим лук, к Тувалу и Йавану, на острова дальние, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и возвестят славу Мою среди народов. И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду на конях, и колесницах, и в повозках, и на мулах, и на верблюдах на гору святую Мою, в Йерушалаим, — сказал Г-сподь, — подобно тому, как сыны Йисраэйля (приносят) дар в сосуде чистом в дом Г-сподень. И из них также брать буду в священники и лейвиты, — сказал Г-сподь» (66:18—21). Понятно, что наши братья от всех народов, подобно сынам Исраэля, будут приносить дары Г-споду, но как возможно, что Г-сподь будет брать их в священники и левиты?.. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Кого не будет в доме Г-спода? Торговца или ханаанея?29 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемые раввины! Прокомментируйте, пожалуйста, последний пасук (стих) из книги Захарии (14:21). Кого не будет в доме Г-спода, торговца или ханаанея? Ведь торговцев внутри Храма и так не было? Большое спасибо. Владимир Читать дальше |
|
В чем было раскаиваться праведному Иову?21 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Мне не понятно, почему праведный Иов, претерпев столько страданий, все время уповающий на Бога, в конце раскаялся? Как вы думаете, в чем он раскаялся? Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Что значит «скрой слова эти и запечатай книгу эту до конца срока»?7 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Прокомментируйте мне, пожалуйста, место из пророка Даниэля 12.4. Валерий Читать дальше |
|
Кем работала Рахав?3 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток! Как мужи-соглядатаи, которых послал Иеошуа, могли войти в дом блудницы Рахав? Или она была не совсем блудницей, а всего лишь владелицей чего-то вроде постоялого двора или гостиницы в стене города? Насколько это верно? С уважением, Никита Сергеевич Читать дальше |
|
На каком языке говорили дети евреев в эпоху Эзры и Нехемии?29 апреля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемые раввины! Во времена Ездры и Неемии некоторые евреи согрешили, взяв себе жен из народов Моава и Аммона и народа Филистимского (кстати, почему-то Моав и Аммон — это название народа, а вместо названия народа Филистимлян упомянут только их один город Азот, поэтому написано «Азотянок» — странно. Неемия 13:23…). Далее написано, что их дети вполовину говорят по-азотски или языком других народов, а по-иудейски говорить не могут. Так вот, если ребенок вполовину говорит на одном языке, то другую половину на каком? Если учесть, что иудейский он не знает. Заранее благодарен. S. Читать дальше |
|
Упоминается ли в книге Даниэля основатель христианства?18 апреля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин. Я очень хочу узнать истину о Боге. Ответьте мне, пожалуйста, на следующий вопрос. Мне один христианин решил доказать, что Иисус — это мессия, ссылкой на книгу пророка Даниила, если не ошибаюсь, у вас эта книга Даниэль. В этой книге, в главе 9, стихе 25 написано: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Далее он объясняет, что восстановление Иерусалима началось в «двадцатый год царя Артаксеркса», как записано в книге Неемии 2:1, 5—8 (извините, не знаю, как по-еврейски имя Неемии). И согласно историческим данным первый год правления царя Артаксеркса считается 474 год до н.э., а двадцатый — 455 год до н.э. Седьмина, как мне объяснили, это семь лет. Следовательно 69 пророческих «седьмин» — это 483 года. От 455 года до н.э. отсчитать 483 года, получится 29 год до н.э., как раз где-то в это время Иисус крестился и стал Мессией, как считают христиане. Очень надеюсь услышать от вас правильное понимание той цитаты из пророка Даниэля, которые я выше указал. О чём здесь, в действительности, идёт речь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Где в Писаниях сказано, что нельзя материться?28 марта 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите, пожалуйста! Где в ТаНаХе и в других Писаниях (Талмуд, высказывания мудрецов) говорится о том, что нельзя материться, говорить грубые слова, высказываться пошло? Есть ли что об этом? Я нашел только: «14. Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов, 15. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Тегилим.34:14,15). Шмуэль Читать дальше |
|
Как зовут Элиягу анави?25 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему одного и того же (если я все правильно понимаю) человека, а конкретно Элиягу-а-нави в разных местах называют по-разному? Например, в тексте биркат-а-мазон написано אליהו, а в книге пророка Малахи сказано — אליה. Я правильно понимаю, что это один и тот же человек, Элиягу-а-нави, или это все-таки два разных? И если один и тот-же, то в чем причина различий в имени? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Жилище мудреца — Храм?12 февраля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый рав Реувен Куклин. В одном из Ваших ответов прочитал, что слово шульхан (стол) упоминается только по отношению к храму. А как же шульхан, упомянутый по отношению к Элише? Жду ответа, |
|
История Иосифа у Томаса Манна — правда или вымыслы автора?14 января 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как Вы считаете, правильно описана история Иосифа в книге «Иосиф и его братья» или это все вымыслы автора? В Библии все выглядит намного проще. Григорий, Петербург Читать дальше |
|
О каком Мессии здесь идет речь?8 января 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский 25. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. 26. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. 27. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя. (Даниил 9:25—27) О каком Мессии здесь идёт речь? Что за завет? Михаил Читать дальше |
|
Вы — боги, но умрете, как человеки?16 декабря 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Что значат слова Давида «Псалом Асафа. Бог стал в сонме БОГОВ; среди БОГОВ произнес суд… Я сказал: вы — БОГИ, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81:1, 6—7). Почему то, что он говорит, похоже на слова многобожника (не дай бог)? Артем Читать дальше |
|
Почему о Хануке нет упоминания в Танахе?9 декабря 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Приближается Ханука! Все, даже секулярные, но патриотично настроенные евреи гордятся подвигом семьи Хасмонеев. Но почему все три книги о событиях эпохи Макаби доступны нам практически в любом христианском издании Библии, но мы, евреи, в Праздник Хануки говорим об этих событиях, как правило, в пересказе? Т.е. вопрос не стоит о том, почему они вне канона (предполагаю, что из-за языка первоисточника), а почему Книги Маккавеев не встречаются в продаже, например, в переводе на современный иврит или арамейский? Эсфирь Читать дальше |
|
В чем был грех царя Шауля перед гивонитянами?11 октября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом!! Вторая книга пророка Шмуэля 21:1 упоминает о грехе царя Шаула по отношению к Гивонитянам, но из текста Танаха нигде не видно, что царь Шаул истреблял Гивонитян. Может быть, Вы знаете, есть ли упоминание об этом грехе в Устной Торе? Царь Давид выдаёт на расправу Гивонитянам «двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армония и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы. И выдал он их в руки Гивонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И пали они, семеро вместе; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя» (Вторая книга пророка Шмуэля 21:8—9). Внешне это выглядит так: царь Давид избавляется под надуманным предлогом от потенциальных претендентов на трон, лишая жизни двух братьев и 5 племянников (одновременно приёмных детей) своей жены Михаль. Это ещё не всё: ведь Давид клялся царю Шаулю никогда не лишать жизни никого из его потомков (первая книга пророка Шмуэля 24:20-22): «А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Исраэйлево. А теперь поклянись мне Г-сподом, что ты не истребишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего из дома отца моего. И поклялся Давид Шаулу. И пошел Шаул в дом свой, а Давид и люди его поднялись в свое укрепление». .Почему он преступил свою клятву? Легитимен ли в еврейском законе обычай кровной мести (пример: случай с Гивонитянами). D. Читать дальше |
|
Зачем Йонадав дал Амнону злодейский совет?3 сентября 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом!! Меня заинтересовала личность Йонадава, сына Шимы, племянника царя Давида. Кстати, этот Йонадав, сын Шимы, осознавал, что его друг и двоюродный брат Амнон будет убит Авшаломом, то есть фактически своим советом и помощью в этом мерзком деле подставил его. Хотя мне не очень понятна цель: может быть, с целью будущего захвата трона. Скорее всего, здесь имеет место многоходовая дворцовая интрига: убийство всех царских сыновей, устранение Авшалома от наследования трона и Йонадав, сын Шимы, — наследник царя Давида. Конечно, из текста нельзя сделать 100% вывода об этом, так как нет дополнительных сведений. Но то, что он знал о грядущем убийстве Амнона, считаю однозначным (Вторая книга пророка Шмуэля 13:32: «И сказал Йонадав, сын Шимы, брата Давида, так: пусть не думает господин мой, (что) всех юношей, сыновей царя, убили, ибо только один Амнон умер, так как по повелению Авшалома было это решено с того дня, как тот обесчестил Тамар, сестру его»). Как обрисовывают образ Йонадава, сына Шимы, еврейские мудрецы? Д. Читать дальше |
|
Давид жил в земле филистимлян — врагов евреев — и был в хороших отношениях с ними...10 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав, Давид жил в земле филистимлян — врагов евреев — и был в хороших отношениях с ними. Мне это не совсем понятно. Спасибо. К. Читать дальше |
|
Кому первоначально принадлежал Хешбон и окрестности?7 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос касается недельной главы Хукат и сопутствующей Гафтары (отрывок из книги Судей про войну Ифтаха с Аммоном). В тексте Торы сказано, что Хешбон и его окрестности, которые евреи отвоевали у Сихона, прежде принадлежали Моаву. Раши комментирует, что Вс-й специально отдал эти Моавские земли Сихону, чтобы евреи могли их у Сихона забрать (воевать с Моавом, а также с Аммоном и Эдомом, евреям в то время было запрещено). Известен также комментарий (по-моему, тоже Раши), что через 300 лет, во времена Ифтаха, эти земли у Израиля пытался забрать царь… Аммона. Вопрос: какое отношение имел Аммон к этим землям (Хешбону и окрестностям)? P.S. Я пытался найти ответ у комментаторов. 1. Раши этот момент не освещает (точнее, я не нашел). 2. Сончино в комментарии на Тору пишет, что судья Ифтах через 300 лет отстаивал эти земли в войне с… Моавом, а в комментарии на Гафтару (Сончино комментирует Гафтарот) — что это земли, которые Сихон отобрал у… Аммона. Все перепуталось. 3. Сборный комментарий на Шофтим (издательство Бней Давид) пишет, что Аммонитский царь, в силу близкой родственности с Моавом, заявил, что имеет право отвоевывать эти земли у евреев. Может быть, это и есть ответ? Ицхак Читать дальше |
|
Народ Израиля исполнял заповеди людей больше, чем заповеди Б-га?10 июля 2012 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемый Рав Бен-Цион Зильбер! Песах самеах! Помогите, пожалуйста, понять. Йешайа (29:13—14) говорит: «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной ЗАПОВЕДЬЮ ЛЮДЕЙ, поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и ПРОПАДЁТ МУДРОСТЬ мудрецов его, и разум разумных его исчезнет». Из этих слов я читаю, что народ Израиля больше благоговел, а значит и исполнял заповеди ЛЮДЕЙ, а не заповеди Б-жии, раз Всевышний говорит, что это не Его заповеди, а людские? Вопрос такой: КАКИЕ КОНКРЕТНО заповеди людей (т.е., наверное, мудрецов, ведь только мудрецы дают новые заповеди) стали благоговением пред Б-гом? И, соответственно, о КАКИХ МУДРЕЦАХ говорит Всевышний (?), которых народ Израиля признаёт за мудрецов (дающих заповеди людские, свои), но в глазах Всевышнего они — как потерявшие разум? C уважением, Михаил Читать дальше |
|
Сколько лет длилось Вавилонское изгнание?3 июля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, каким образом земля Израиля и Иерусалим могли находиться в запустении 70 лет (Дан. 9:1), если фактически город и храм были разрушены в 587 году до н.э., а царь Кир отпустил иудеев из плена в 537 году до н.э.? К тому же семидесятилетний период закончился в 539 году до н.э., когда пал Вавилон согласно Иер. 25:12. Арсен Читать дальше |
|
Кто он — «керув покрывающий» из 28-ой главы книги Йехезкеля?11 июня 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Рав, объясните, пожалуйста, кто он — керув покрывающий, из 28 главы книги Йехезкеля. Очень сложно понять, о чем в этой главе идет речь. Спасибо! Конрад Читать дальше |
|
За кого это заплатили 30 сиклей серебра?28 марта 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский За кого это заплатили 30 сиклей серебра, и почему Б-г сказал, что в тот день отказывается от народа Израиля?: «6. Я больше не буду проявлять сострадания к жителям этой земли,— говорит Б-г.— Я сделаю так, что каждый человек окажется в руках своего ближнего и в руках своего царя. Они растерзают эту землю, и Я не буду никого спасать из их рук. 12. Я сказал им: Если это хорошо в ваших глазах, дайте мне мою плату, а если нет, то не давайте. И они заплатили мне мою плату — тридцать си́клей серебра. 13. Тогда Б-г сказал мне: Брось их в сокровищницу — высока же цена, в которую они меня оценили. И я взял тридцать си́клей серебра и бросил их в сокровищницу в доме Б-га. 14. Затем я сломал свой второй посох, Союз, чтобы разорвать братские отношения между Иудой и Израилем» (Захария11:6—14). Ури Йосеф Читать дальше |
|
Кого проткнули, и кого оплакивают?19 марта 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, объясните, пожалуйста, слова пророка Зхарии в конце 12 главы: В день тот защитит Г-сподь жителя Йерушалаима, и слабый среди них в день тот (станет) как Давид, и дом Давида — как ангелы, как ангел Г-сподень пред ними. (9) И будет в день тот: захочу (решу) Я уничтожить все народы, пришедшие (воевать) против Йерушалаима. (10) И изолью Я на дом Давида и на жителя Йерушалаима дух милости и мольбы, и будут они смотреть на Меня; (а) того, которого пронзили, оплакивать будут, как оплакивают единственного (сына), и горько плакать о нем, как горько плачут о первенце. (11) В день тот великим будет плач в Йерушалаиме, как плач Ададриммона в долине Мегиддона. (12) И будет оплакивать (их) страна, каждая семья отдельно: семья дома Давида отдельно, и жены их отдельно; семья дома Натана отдельно, и жены их отдельно; (13) Семья дома Лэйви отдельно, и жены их отдельно, семья Шими отдельно, и жены их отдельно; (14) Все семьи остальные — каждая семья отдельно, и жены их отдельно. И, если можно, скажите, какими комментариями вы пользовались. Большое спасибо. Керен Читать дальше |
|
Чем отличился Иавис?17 февраля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Расскажите, пожалуйста, о Иависе (Хроники I 4^10). Чем он отличился? Ничего особенного в его молитве нет. Но в Писании ничего не бывает случайного. Какой урок надо вынести из этой истории? Спасибо. Двора Читать дальше |
|
Как сын Давида мог свататься к его наложнице?8 января 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня вот какой вопрос. В Торе сказано, что близкие родственники не должны вступать в интимную связь. Это тяжкий грех. Как же следует понимать попытку сына Давида свататься за его жену (наложницу) Ависагу? И почему это так встревожило царя Шлома? П. Читать дальше |