Темы: Кремация, Танах, Похороны, Шауль, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПрочитал Ваш ответ на вопрос «о кремации евреев»: «Можно ли кремировать евреев?». В ТАНАХе упоминается сожжение, из чего можно сделать вывод, что так было принято: «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12); «…И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19); «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14). Пожалуйста, помогите разобраться. А.
Шалом, уважаемый А.!
Спасибо за Ваш вопрос. В наше время многие люди спекулируют цитатами из Танаха в своих интересах, в частности, это происходит с целью ввести кремацию в Израиле. Благодаря Вам, возможно, мы немного проясним, о чем на самом деле говорится в приведенных стихах.
«Поднялись все отважные (воины), и шли всю ночь, и взяли тело Шауля и тела его сыновей со стены Бейт Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там. И взяли их кости, и похоронили под тамариском в Явеше, и постились семь дней». Здесь сразу следует обратить внимание на слова «взяли их кости и похоронили». Это означает, что слово «сожгли» в предыдущем стихе никак не может означать обычную кремацию, после которой, как известно, не остается никаких костей, а лишь горстка пепла. Тем более в Танахе слово «кости» зачастую означает «останки». Поэтому этот стих вполне можно объяснить просто — останки Шауля и его сыновей были похоронены по Закону. Но, в таком случае, что же было сожжено? Некоторые комментаторы полагают, что сожжена была только плоть павших, уже подвергшаяся тлену и потому непригодная для переноса и похорон. А торжественно погребены были лишь кости. Но наши законоучители (поским) не принимают этот комментарий и предлагают другие объяснения, которые приводятся в мидрашах, а именно:
— Сожжены были только одежда и личные вещи членов царской семьи — так было принято поступать, чтобы показать: никому не дозволено пользоваться предметами личного обихода, принадлежавшими царю;
— Были зажжены воскурения, чтобы не ощущался трупный запах, — из уважения к покойным;
— По некоторым мнениям, эти благовония служили также для сохранности тел, слегка мумифицируя их, возможно, выводя влагу и дезинфицируя. Таким образом, слово «сожгли» можно отнести к телам — в смысле «иссушили» их. Так следует из комментария Мальбима.
В заключение добавим, что даже древние историки отмечали, что иудеи не желают сжигать умерших, а всегда только хоронят их. Так что, наверное, не стоит обращать внимания на недобросовестные трактовки Танаха, предлагаемые некомпетентными людьми.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Бенцион Зильбер
Где написано, что это запрещено?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Бенцион Зильбер
У него нет доли в будущем мире?
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Яков Шуб
Похороны — не ради живых? А ради кого?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?