Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Упоминается ли в книге Даниэля основатель христианства?

Темы: Христианство, Танах, Пророки, Разрушение Храма, Хронология, Даниэль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин. Я очень хочу узнать истину о Боге. Ответьте мне, пожалуйста, на следующий вопрос. Мне один христианин решил доказать, что Иисус — это мессия, ссылкой на книгу пророка Даниила, если не ошибаюсь, у вас эта книга Даниэль. В этой книге, в главе 9, стихе 25 написано: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Далее он объясняет, что восстановление Иерусалима началось в «двадцатый год царя Артаксеркса», как записано в книге Неемии 2:1, 5—8 (извините, не знаю, как по-еврейски имя Неемии). И согласно историческим данным первый год правления царя Артаксеркса считается 474 год до н.э., а двадцатый — 455 год до н.э. Седьмина, как мне объяснили, это семь лет. Следовательно 69 пророческих «седьмин» — это 483 года. От 455 года до н.э. отсчитать 483 года, получится 29 год до н.э., как раз где-то в это время Иисус крестился и стал Мессией, как считают христиане. Очень надеюсь услышать от вас правильное понимание той цитаты из пророка Даниэля, которые я выше указал. О чём здесь, в действительности, идёт речь? Заранее благодарю за ответ. Святослав

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Святослав!

Ваше желание достойно глубокого уважения, и нет сомнения, что тот, кто ищет истину, найдет ее.

Прежде всего, давайте взглянем на перевод, сделанный c первоисточника, так, чтобы по дороге некоторые вполне обычные слова не превращались в имена собственные.

«(25) Но знай и пойми, что с того времени, как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерушалаима, до помазанника-властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий вновь будут отстроены улицы и рвы, и будет это временем бедствия. (26) А после этих шестидесяти двух семилетий погибнет помазанник, и не будет его, а город и святыню уничтожит пришедший народ-властелин; конец же его будет стремительным, и до конца войны предопределены разрушения. (27) И укрепит он союз с властителями в одно семилетие, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя».

Речь в этих стихах идет о разрушении Второго Храма. В тот период был убит Агриппа, который царствовал в Иудее. Хоть он и не был настоящим помазанником на царство, Даниэль называет его так, имея виду, что он был правителем. В принципе, именно таково значение слова «помазанник» — царь. Танах иногда называет словом Машиах и нееврейских царей, например, персидского царя Кореша (см. Йешая 45:1).

Что касается дат, между общепринятой у народов датировкой и датами, которые приводятся в Талмуде, существуют расхождения. Ниже приведем таблицу, составленную р. Берлом Набутовским (см. его подробный ответ на эту тему «Очень хочу получить ответ по пророчеству Даниэля») — приблизительно так выглядит история того периода, о котором пророчествовал Даниэль.

Событие

Дата

Грегорианская дата

Нападение на Иудею, поражение Йеойакима

3320

-440

Изгнание в Вавилон, пленение царя Цидкиягу, разрушение Первого Храма

3338

-422

Эвиль Меродах приходит к власти

3363

-397

Бельшацар приходит к власти

3386

-374

Падение Вавилона, Дарьявеш Мидийский приходит к власти

3389

-371

Кореш приходит к власти, возвращение евреев в Иерусалим

3390

-370

Дарьявеш Персидский приходит к власти

3408

-352

Заканчивается строительство Второго Храма

3409

-351

Разрушение второго Храма, смерть царя Агриппаса

3828

68

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Еврейская Тора и христианские миссионеры 1. Почему мы не христиане

Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»

Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его