Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8

Чем отличился Иавис?

Темы: Йеошуа, Танах, Дарование Торы, Молитва, Изучение Торы, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом. Расскажите, пожалуйста, о Иависе (Хроники I 4^10). Чем он отличился? Ничего особенного в его молитве нет. Но в Писании ничего не бывает случайного. Какой урок надо вынести из этой истории? Спасибо. Двора

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая Двора!

Спасибо за Ваш вопрос. Как Вы верно заметили, ничего случайного в Танахе нет, и если один человек был выделен из череды своих братьев, то нам следует повнимательнее присмотреться к его жизни.

Яабец был особым человеком, и молитва, о которой Вы упомянули, призвана научить всех, кто занимается Торой, правильному отношению к изучению Торы. Обычно мы молимся, прося Всевышнего о заработке, о здоровье, о различных успехах в жизни. В зависимости от того, что каждый из нас ценит больше. Однако Яабец молился совсем о другом, и нам остается только учиться у него пониманию того, что же на самом деле считается «успехом» для еврея. Рассмотрим внимательнее его молитву, у нас есть такая возможность благодаря мудрецам, которые приводят объяснение его слов в трактате Тмура (16а, версия рава Натана):

Если благословишь меня, и расширишь границы мои, и будет рука Твоя со мной, и убережешь меня от зла, чтобы я не горевал

Если благословишь меня — в Торе, чтобы правильно и глубоко понимать ее;

расширишь границы мои — дашь мне подходящих учеников;

будет рука Твоя со мной — поможешь мне помнить все, что я учил;

убережешь меня от зла — дашь мне подходящих товарищей, чтобы я мог продвигаться в учебе вместе с ними;

чтобы я не горевал — не позволишь дурному началу помешать моим занятиям Торой.

Как мы видим, все помыслы Яабеца были о том, чтобы как можно лучше постичь волю Творца, изучая Его святую Тору. Молитва его была услышана: и сам он достиг величия в Торе, о чем мы еще скажем ниже, и учениками его стали потомки Итро, которые очень хотели изучать Тору у мудреца. Таким образом, достойный учитель получил достойных учеников. Яабец научил всех нас, как относиться к изучению Торы — помимо того, чтобы учиться, прилагая к этому все усилия, следует еще и просить, как говорят мудрецы, «у Того, Кому мудрость принадлежит».

Из того же трактата мы узнаем еще более интересный факт: оказывается, Яабец — это не кто иной, как Отниэль бен-Кназ, который стал известен тем, что восстановил забытые Законы во времена Йеошуа. После смерти Моше-рабейну из-за траура были забыты 300 алахот[1], а когда Йеошуа попросил у Всевышнего снова дать ему их, ответом было: «Иди и добудь их сам».

Дарование Торы было завершено, и теперь руководителям народа следовало извлечь недостающие законы из нее самой. Отниэль бен-Кназ показал всем, что Тора — это не случайный набор непонятных догматов, а стройная система законов с четко прописанной логической структурой. Методом сопоставления и экстраполяции он вывел забытые законы из остальных частей Торы, тем самым положив начало известному всем талмудическому методу изучения Писания.

Трактат Кала Рабати сообщает, что Яабец стал одним из семи (за всю историю) людей, о которых известно, что они вошли в Ган-Эден живыми, миновав смерть.

С уважением, Овадья Климовский


[1] См. на той же странице более глубокое объяснение причин, по которым были забыты Законы.

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше