Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мудрость, Скромность, Чудеса, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Пинхас-Менахем бар Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Пней Менахем; 5686-5756 /1926-1996/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Праправнук основателя хасидского «двора» в польском городке Гура (Гура-Кальварья) р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим).
Родился двадцать первого тамуза 5686 /1926/ года в местечке Полонич, возле Варшавы. Пятый сын Гурского Ребе р. Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет).
Когда он появился на свет, отцу уже было более шестидесяти лет.
Изучал Тору и хасидскую традицию под руководством отца.
В начале второй мировой войны вместе с отцом и братьями совершил алию. Занимался в хасидских ешивах Йерушалаима.
По завершении периода ученичества стал одним из ведущих преподавателей, а затем и руководителем гурской ешивы Сфат Эмет.
Он подготовил тысячи учеников, многие из которых возглавили хасидские общины и ешивы по всему еврейскому миру. К 5730 /1970/ годам гурское движение стало самым крупным хасидским движением на Земле Израиля и одним из крупнейших в диаспоре.
Р. Пинхас-Менахем был ближайшим помощником своего старшего брата р. Симхи-Бунима Алтера (Лев Симха), ставшего во главе гурского «двора» в 5737 /1977/ году.
В 5752 /1992/ году, после смерти брата, р. Пинхас-Менахем заменил его на посту Адмора.
В дни, когда он был избран главой движения, готовилась к изданию книга его хидушим (аналитических заметок) на ряд трактатов Талмуда. Р. Пинхас-Менахем немедленно отменил публикацию. Он пояснил: «Когда человек выпускает в свет подобную книгу, ее покупают, как правило, только те, кто интересуется данной темой. Теперь же, после того, как я стал Ребе, все гурские хасиды мира почувствуют, что они обязаны приобрести “книгу Адмора”. Я бы не хотел навязывать людям свои заметки…» (S. Ben David, The Gerrer Rebbe, the Pnei Menachem, Hamodia Magazine 1.3.2002, p.6).
Десятки тысяч евреев со всего мира обращались к нему за советом и благословением.
Знаток Торы, не принадлежащий к гурским хасидом, пришел к р. Пинхасу-Менахему, чтобы посоветоваться относительно сложной медицинской проблемы. У его жены развилось острое внутреннее воспаление, причину которого, врачи, несмотря на многочисленные исследования, не сумели установить. Тем временем, инфекция быстро распространялась, и состояние женщины вызывало все более серьезные опасения. Посетитель еще не закончил свой взволнованный рассказ, когда Ребе уверенно произнес: «Вам нечего беспокоиться. Никакие исследования больше не нужны — они лишь причинят дополнительные страдания вашей жене. Она, с Б-жьей помощью, скоро поправится! У нее нет никаких реальных проблем. Как это пришло, так и уйдет». Персонал больницы был потрясен, зафиксировав настолько разительное улучшение здоровья пациентки, что на следующий день она уже смогла вернуться домой (там же p.7).
В другой раз к нему обратился хасид из Нью-Йорка, у которого в течение долгих лет супружества не было детей, — и усилия медиков не принесли никаких результатов. «Ну, так чем я могу помочь?!», — удивился Ребе. В конце концов, уступив настойчивым уговорам, он дал благословение. «Б-г поможет, — произнес он. — Все будет хорошо». Несколько месяцев спустя в секретариате Ребе раздался звонок из Нью-Йорка. «Благословение Ребе осуществилось!», — пресекающимся от волнения голосом сообщил хасид. Но когда Ребе доложили об этом, он поспешил перевести разговор на другую тему (там же).
Он всеми способами уклонялся от преследовавшей его славы провидца и чудотворца, молитвы которого оказывают определяющее воздействие на реальность. Когда до него доходили неуемные восхваления, произносимые в его адрес, он пожимал плечами и недоуменно восклицал: «Я не понимаю, чего они от меня хотят?! Я всего лишь простой иерусалимский еврей!» (там же).
Порой, когда ему приходилось наставлять своих посетителей, он упоминал такие подробности, связанные с их образом жизни, о которых, как они считали, не известно никому в мире. В беседах с близкими учениками Ребе раскрывал «технологию» этого феномена: на лице человека написано все, что в нем требует исправления. «Я просто смотрю на лица своих посетителей, — пояснял он, — и произношу наставления» (там же).
Особое внимание Ребе уделял студентам ешив и молодым хасидам, помогая им направить все духовные силы на достижение совершенства в изучении Торы и служении Творцу (R. Aharon Perlow The Pnei Menachem of Gur, Hamodia Magazine 5.3.2004, p.7).
Р. Пинхас-Менахем Алтер из Гуры умер шестнадцатого адара 5756 /1996/ года. Похоронен рядом с могилой отца, во дворе гурской ешивы Сфат Эмет.
Записи его хасидских бесед объединены в книгу, получившую название Пней Менахем («Лик Менахема»).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?