Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Харедим, Политика, Алия, Рав Александр Кац, Государство Израиль, Брискер Ров
Раби Йосеф-Дов-Бер бар Ицхак-Зеев Алеви Соловейчик (раби Берл; ок.5675-5741 /ок.1915-1981/ гг.) — руководитель иерусалимской ешивы Бриск.
Прямой потомок р. Хаима Воложинера, создавшего прославленную Воложинскую ешиву. Праправнук знаменитого руководителя Воложинской ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецив) и правнук р. Рефаэля Шапиро (Торат Рефаэль), возродившего Воложинскую ешиву после ее насильственного закрытия российскими властями. Внук р. Хаима Соловейчика (р. Хаим Брискер), основателя «брискской» школы талмудического анализа.
Изучал Тору под руководством отца, р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел, Агриз), возглавлявшего общину одной из еврейских «столиц» — г. Бриска (Брест-Литовска).
В самом начале второй мировой войны вслед за отцом совершил алию и поселился в Йерушалаиме, где р. Ицхак-Зеев отец стал одним из общепризнанных духовных лидеров харедимной общины.
В 5710 /1950/ году, в возрасте тридцати пяти лет, р. Берл начал давать уроки группе учеников, сплотившейся вокруг его отца.
В 5719 /1959/ году, после смерти отца, он создал ешиву Бриск — по названию города, в котором сложилась аналитическая школа р. Хаима Соловейчика.
В конце 5720-х /1960-х/ годов, после Шестидневной войны, в ешиву прибыло множество юношей из США, и число студентов в ней возросло до двухсот (Hanoch Teller Sunset p.235; Везэ шаар ашамаим с.538).
Подобно своему отцу, р. Берл непреклонно сохранял духовную независимость и служил «моральным барометром» для харедимной общины Святой Земли. Когда многие ешивы и хедеры выразили готовность получать финансовые субсидии от израильского правительства, он попытался этому воспрепятствовать. «Как только вы начнете получать от них деньги, вы тут же станете беззащитными перед их вмешательством, — объяснял он. — А ешива не может позволить себе быть объектом посторонних влияний». Ведь именно по этой причине его прапрадед Нецив предпочел, чтобы Воложинскую ешиву закрыли, но решительно отказался выполнять правительственные требования по изменению программы обучения (Hanoch Teller Sunset p.238).
В 5737 /1977/ году, когда к власти в Израиле впервые пришел блок Ликуд, и депутаты от религиозной партии Агудат Исраэль присоединились к правящей коалиции, р. Берл горячо протестовал против их решения. В его системе ценностей не было места политическому союзу с вероотступниками — р. Берл с нескрываемой горечью и душевной болью смотрел на то, как политики из Агудат Исраэль, отпраздновавшие свою победу, наслаждались крупными дотациями, полученными от нового правительства, сформированного лидером Ликуда Менахемом Бегиным (там же).
Р. Берл Соловейчик умер второго Адара 5741 /1981/ года.
Во главе ешивы его сменил сын и ближайший ученик р. Авраам-Йеошуа Соловейчик.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению