Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Катастрофа, Спасение жизни, Хасиды, Рав Александр Кац, Праведник, Адмор из Гур
Раби Авраам-Мордехай бар Йеуда-Арье-Лейб Алтер из Гуры (Имрей эмет; 5626—5708 /1865—1948/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.
Прямой потомок одного из духовных лидеров евреев средневековой Германии Маарама из Ротенбурга (см.). Правнук р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим; см.), основателя хасидского «двора» в польском городке Гура (Гура-Кальварья), расположенном недалеко от Варшавы.
Родился в Гуре седьмого тевета 5626 /1865/ года.
Учился у отца, р. Йеуды-Арье-Лейба из Гуры (Сфат эмет; см.).
В 5665 /1905/ году, после смерти отца, сменил его во главе движения хасидей Гур.
Основное внимание в руководстве хасидами р.Авраам-Мордехай уделял организации упорядоченной системы изучения Торы. «Пробудить сердца на служение Б-гу и к трепету перед Ним, невозможно никаким иным способом, кроме занятий Торой, — утверждал он в одном из писем, — здесь не помогут многочасовые пустопорожние разговоры, которые называют “хасидскими беседами”. Время чересчур дорого, …и оптимальное его использование — заниматься Торой на протяжении всего дня» (Гдолей адорот).
Сохранились многочисленные свидетельства о том, что и сам Ребе из Гуры максимально продуктивно использовал свое время. Его близкий ученик вспоминал, как однажды поезд, на котором ехал р. Авраам-Мордехай, сошел с рельс. Всех пассажиров эвакуировали из вагонов. Ребе из Гуры тут же встал под дерево, извлек из кармана книгу и погрузился в ее изучение. Вынужденная стоянка продолжалась около шести часов: чтобы возвратить вагоны на рельсы, были привезены специальные механизмы. Все пассажиры с жадным любопытством наблюдали за спасательной операцией, и только р. Авраам-Мордехай все это время сосредоточенно занимался, стоя под деревом и не отрывая взгляда от книги (Маасей Авот, Цав).
Ребе из Гуры собрал одну из самых крупных еврейских библиотек — в его собрание входили десятки тысяч книг и рукописей, в том числе и редчайших.
Эта библиотека в значительной степени отражала масштаб его эрудиции — как правило, он не вносил новую книгу в свое собрание, предварительно ее не изучив (Гдолей адорот).
Р. Авраам-Мордехай поддерживал тесные связи с духовными лидерами «литваков» — такими, как р. Меир-Симха из Двинска (Ор самеах; см.) и р. Хаим Соловейчик из Бриска (см.).
В 5672 /1912/ году Ребе из Гуры был среди основателей Агудат Исраэль — всемирной организации, объединившей харедимные общины. Он возглавил польское отделение этой организации.
Весной 5681 /1921/ года он впервые прибыл в Землю Израиля. Руководство Агудат Исраэль направило его в качестве третейского судьи для урегулирования острейшего конфликта между главным раввином Земли Израиля р. Авраамом-Ицхаком Куком (см.) и руководителями харедимной общины Йерушалаима.
Оценивая итоги своей поездки, он писал, что любовь р. Кука к Земле Израиля «переходит мыслимые границы — и он называет духовную нечистоту чистотой». Вместе с тем, Ребе из Гуры отмечал, что и «ревнителям», противостоящим р. Куку, «следовало бы действовать более тактично и конструктивно, …не разжигая пламя вражды и не позоря знатока Торы» (Везэ шаар ашамаим с.472).
Во время своего второго посещения Земли Израиля в 5684 /1924/ году Ребе из Гуры пришел к выводу, что р. Кук не способен более возглавлять еврейскую общину страны, поскольку он уже «пропитался духом времени» и зашел слишком далеко в компромиссах со светскими сионистами. В 5687 /1927/ году Ребе из Гуры приехал в третий раз, чтобы убедить р. Кука добровольно отказаться от раввинского «трона», но его посредническая миссия не увенчалась успехом (там же с.473).
В 5694 /1934/ году, на семидесятом году жизни, р. Авраам-Мордехай прибыл в Йерушалаим, чтобы поселиться здесь окончательно. Полгода спустя он выехал в Польшу, предполагая пробыть там лишь короткое время, но по ряду причин задержался в Гуре на несколько лет.
В этот период он являлся одним из общепризнанных духовных лидеров евреев Европы.
По оценкам историков, в предвоенный период число его учеников и последователей составляло более ста тысяч человек — это была самая крупная хасидская община мира. Посещающих его хасидов было так много, что польские власти провели для них специальную железнодорожную ветку до Гуры (Бесетер раам с.68).
В 5699 /1939/ году, когда немецкие войска вошли в Польшу, Гурский Ребе переехал в Варшаву.
Во время воздушного налета одна из бомб разорвалась во дворе дома, где он находился, — он был сильно контужен, а его зять убит взрывом (Везэ шаар ашамаим с.495).
После того, как немцы овладели Варшавой, р. Авраам-Мордехай зарегистрировался под чужим именем и постоянно менял квартиры, рассчитывая затеряться среди многотысячного еврейского населения.
В начале 5700 /1940/ года об его положении стало известно в Земле Израиля и в Америке — начались дипломатические усилия, направленные на то, чтобы вызволить его из оккупированной страны. В Вашингтоне был создан особый комитет по его спасению, который обратился за помощью к сенатору Блюму, возглавлявшему комиссию по международным делам. Сенатор Блюм действовал через американского посла в Риме, а тому удалось подключить к операции ряд итальянских дипломатов, аккредитованных в Берлине и Варшаве. В результате этих усилий р. Аврааму-Мордехаю было предоставлено десять итальянских виз — для него и членов его семьи. В первый день месяца нисан 5700 /1940/ года р. Авраам-Мордехай выехал на поезде из Варшавы — он проследовал через Краков и Вену в итальянский город Триест. В дни Песаха он поднялся на корабль, отправляющийся в Землю Израиля. В Польше оставался его старший сын р. Меир, сменивший его во главе гурской общины, а также дочери и десятки внуков, к которым он был особенно привязан, — тогда еще полагали, что идет обычная война, и опасность преследований и ареста угрожает в первую очередь мужчинам, занимавшим видное положение, но ни женщинам или детям (Бесетер раам с.68).
В Йерушалаиме Ребе из Гуры поселился в новом квартале Геула, вне стен Старого города, и его «двор» стал центром притяжения для всех хасидов Святой Земли.
Через доверенных людей в Советском Союзе он поддерживал переписку со своими последователями, оставшимися в Варшаве и других городах Польши, однако после нападения Германии на Советский Союз эта переписка оборвалась.
В месяце адар 5703 /1943/ года, когда в Йерушалаим просочились первые сведения о карательной политике нацистов по отношению к евреям, Ребе из Гуры выступил перед общиной святого города, призвав к всеобщей молитве и активной деятельности, направленной на спасение европейского еврейства. Он сказал, что «к народу Израиля пришла беда, подобной которой еще не бывало» (там же с.70-71,453).
В 5705 /1945/ году он направил специальных посланников в лагеря перемещенных лиц, расположенные на территории Франции, Швейцарии и Италии, — в этих лагерях находились гурские хасиды, пережившие Катастрофу. Ребе передал им сотни сидуров, тфилинов и других принадлежностей, необходимых для выполнения заповедей.
Он также направил в Европу особое послание своим последователям. Восьмидесятилетний мудрец, потерявший в Катастрофе десятки тысяч своих хасидов и десятки детей, внуков и правнуков, писал: «Главное — понимать, что все исходит от Б-га, да будет Он благословен, а от Него не исходит дурного, и мы должны принять Его волю, ведь всё — ради нашего блага. …И мы должны верить, что так же, как исполнились страшные пророчества, приведенные в Торе, исполнятся все благие и утешительные пророчества. …Сокрытие Его лика — это только испытание, направленное на то, чтобы, в конце концов, насытить нас благом. …Да удостоитесь вы быстрее подняться на Святую Землю и увидеть, как Всевышний возвращает изгнанников в Сион» (там же 509—510).
Сотни его последователей, спасшихся в Катастрофе, переселились в Землю Израиля, где они присоединились к многочисленным хасидам, прибывшим сюда по призыву Ребе еще в 5680-х — 5690-х /1920-х — 1930-х/ годах.
Р. Авраам-Мордехай Алтер, Ребе из Гуры, умер в Йерушалаиме шестого сивана 5708 /1948/ года. Он похоронен в усыпальнице, расположенной во дворе дома учения «хасидей Гур».
Основная часть его литературного наследия не сохранилась — несколько ящиков, содержащих его рукописи, были уничтожены нацистами вместе с его огромной библиотекой. Уцелевшие фрагменты были изданы отдельным сборником, озаглавленным Имрей эмет (Речения истины). В 5731 /1971/ году в Йерушалаиме вышло в свет собрание его писем, большинство из которых включает его толкования Торы. Его жизнь описана в книге р. Авраама Сегаля Рош галут Ариэль (Глава изгнанников), изданной в Йерушалаиме в 5750 /1990/ году.
Во главе хасидского «двора» в Йерушалаиме его сменил сын и ближайший ученик р. Исраэль Алтер из Гуры (Бейт Исраэль; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?