Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Кирув, Рав Александр Кац, Бааль Тшува, Хедер, Терроризм
Раби Ицхак-Шломо бар Авраам-Моше Зильберман (5688-5763 /1928-2003/ гг.) — выдающийся педагог, руководитель иерусалимской ешивы Адерет Элияу.
Родился в Берлине.
В три года лишился матери.
В 5696 /1936/ году семья бежала из нацистской Германии в Англию.
Здесь его отец прославился своим переводом комментария Раши к Пятикнижию на английский язык — подготовленное им издание широко известно под названием «Silberman Rashi» (Раши Зильбермана).
В 5699 /1939/ году его отец умер, и Ицхак-Шломо остался на попечении у семнадцатилетнего брата и четырнадцатилетней сестры. В 5700 /1940/ году маленький сирота совершил алию.
Он прибыл в подмандатную Палестину на последнем в предвоенные годы легальном корабле, вывозившем еврейских эмигрантов из Англии. На Святой Земле он воспитывался в семье своего дяди, Яакова Леви, также недавнего эмигранта, впоследствии ставшего руководителем педиатрического отделения иерусалимской клиники Бикур Холим (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman, Hamodia Magazine 12.3.2004, p.6).
Учился в ешиве Коль Тора, созданной в Йерушалаиме в 5699 /1939/ году специально для беженцев из Германии. Совершенствовал свои познания в ешиве Мир под руководством р. Элиэзера-Йеуды Финкеля.
Близко общаясь с целым рядом духовных лидеров поколения, Ицхак-Шломо воспринял традиции и обычаи, идущие от ближайших учеников Виленского Гаона, основавших ашкеназскую общину святого города.
После женитьбы, продолжая серьезные занятия Торой, р. Зильберман зарабатывал на жизнь ремеслом софера (писца сакральных текстов).
Он достиг в этом деле высокого мастерства и получил признание таких ведущих законоучителей, как р. Дов-Бериш Вайденфельд (Гаон из Чебина) и р. Шломо-Залман Ойербах (там же).
Р. Зильберман являлся одним из духовных лидеров движения баалей тшува (возвратившихся к Б-гу). Широко общаясь с представителями светской интеллигенции, он помог многим из них возвратиться к соблюдению законов Торы.
Он мог беседовать с одним леворадикальным журналистом или политиком в течение долгих часов, а порой даже дней, добиваясь глубочайших изменений в мировоззрении собеседника. Среди его ближайших учеников был р. Ури Зоар — в прошлом ярчайшая «звезда» телеэкрана, шоумен, которого называли «самым светским израильтянином». В своей книге Увахарта вахаим (русск. перевод Выбери жизнь) р. Ури Зоар рассказывает о крутом духовном переломе, произошедшем с ним в 5737 /1977/ году. Как-то во время посещения Иерушалаима он оказался «в компании досов» (досы — насмешливое прозвище для ортодоксальных евреев, употребляемое в среде противников «религиозного засилья») и разговорился с одним из них. «Моим собеседником был …спокойный человек, одетый так, как одеваются жители религиозных кварталов, — вспоминал р. Зоар. — Он разговаривал дружелюбно, и в его аргументах не слышалось даже тени раздражения или фанатизма». «Я могу доказать …истинность того, о чем написано в Торе», — сказал собеседник. «Доказать? — изумился Зоар, не поверив своим ушам. — Вы собираетесь убедить меня, что такое вообще можно доказать?». Собеседник кивнул головой. «Он производил впечатление эрудированного, широко образованного человека, — вспоминал р. Зоар, — Он владел несколькими языками, был в курсе последних научных открытий и прекрасно разбирался в истории Израиля, как древней, так и современной. Кроме того, удивляла его редкостная уравновешенность и спокойный тон, свидетельствующие о незаурядной внутренней силе. Скромность и вежливость только подчеркивали эту силу. …Я внимательно наблюдал за ним весь вечер, пытаясь обнаружить хоть малейший изъян в его поведении, рассуждениях, манере держаться, — и ничего не заметил» (Выбери жизнь, с.26, 30-31).
Доказательства, приведенные в ходе целого ряда последующих встреч, оказались настолько убедительными, что актер отказался от своего суперпопулярного телешоу «Это мой секрет» и пошел учиться в ешиву. Его поступок вызвал в светском Израиле ни с чем не сравнимое потрясение (Нисим Мишаль. Так это было…, с.208).
В 5748 /1988/ году р. Зильберман пережил тяжелейшую личную трагедию.
В террористическом акте, совершенном арабскими террористами в автобусе, направляющемся из Тверии в Йерушалаим, погибли, сгорев заживо, его дочь, ребецин Рахель Вайс, и трое внуков (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman; Нисим Мишаль Так это было…, с.276).
В 5750-е /1990-е/ годы р. Зильберман сумел осуществить свою давнюю мечту, создав сеть учебных заведений, в которых нашли свое выражение педагогические принципы Виленского Гаона.
Его школа началась еще в 5748 /1988/ году с четырех мальчиков, занимавшихся в частном доме в Старом городе Иерушалаима. Шаг за шагом развивая свою школу, р. Зильберман, в отличие от большинства руководителей еврейского образования, буквально следовал возрастному графику, изложенному в Мишне: «В пять лет (начинают изучать) Писание, в десять — Мишну, …в пятнадцать — Талмуд» (Авот 5:21). Он на практике доказал, что и теперь, как века назад, дети могут в совершенстве знать Танах и Мишну. И лишь прочно овладев, как минимум, четырьмя разделами Мишны, его ученики на базе уже достигнутых знаний впервые приступали к изучению Талмуда. В дальнейшем начальные хедеры, организованные по «модели Зильбермана», открылись и в других городах Израиля, а также в таких крупных еврейских центрах диаспоры, как Нью-Йорк, Лос-Анджелос, Лейквуд, Торонто и Лондон. К концу 5750-х /1990-х/ годов в ешиве Адерет Элияу, созданной р. Зильберманом в Старом городе Иерушалаима — в основном, для выпускников его школ, занималось уже около четырехсот пятидесяти студентов (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman; Везэ шаар ашамаим с.552).
Р. Ицхак-Шломо Зильберман умер восемнадцатого Адара 5763 /2003/ года.
Один из величайших духовных лидеров поколения р. Шломо-Залман Ойербах еще при жизни р. Зильбермана сказал: «Если и в нашем поколении есть тридцать шесть скрытых праведников, на которых держится мир, то один из них — он» (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman).
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»