Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Изучение Торы, Рав Александр Кац, Богобоязненность, Раби Моше Файнштейн, Ешива Слободка
Раби Песах Прускин (р. Песах из Кобрина; 5639-5700 /1879-1940/ гг.) — выдающийся исследователь Талмуда и педагог.
Учился в ешиве г. Радина у р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), а затем в ешиве Слободки у р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки).
В 5657 /1897/ году он вошел в число четырнадцати учеников, направленных р. Натаном-Цви для создания новой ешивы в городе Слуцке. Здесь он занимался под руководством р. Исера-Залмана Мельцера, возглавившего ешиву.
Несколько лет спустя р. Песах занял в ешиве Слуцка должность машгиаха.
Он был известен своей исключительной богобоязненностью — этические беседы, проводимые им в ешиве, пробуждали учеников к самоотверженному служению Творцу. Однако репутацией ламдана (ученого, знатока Торы) он не пользовался — многие считали его посредственностью. Однажды, когда в ешиве обсуждалась сложнейшая талмудическая проблема, возникшая при изучении трактата Бава кама, р. Песах высказал свое мнение, но оно даже не было принято к рассмотрению, а некоторые из участников дискуссии пренебрежительно усмехнулись. Оставшись один, р. Песах горько разрыдался и в слезах задремал. Ему приснилось, будто он начал заново изучать трактат Бава кама, — но теперь ему сопутствовала величайшая помощь с Небес, раскрывающая перед ним все секреты. Проснувшись, р. Песах принялся учиться с небывалой уверенностью в своих силах — и в кратчайший срок с ним произошли заметные изменения: все чаще и чаще он совершал при изучении Торы удивительные открытия, и окружающие были поражены его стремительным интеллектуальным взлетом (Маасей авотейну, Хукат).
Р. Песах отправился в Бриск (Брест-Литовск) к р. Хаиму Соловейчику (р. Хаиму Брискеру) и в течение нескольких месяцев занимался под его руководством, изучая его метод талмудического анализа. Он вернулся в Слуцк, обладая репутацией одного из самых ярких и самобытных знатоков Торы (Гдолей адорот).
В 5669 /1909/ году, следуя совету своего наставника р. Натана-Цви, р. Песах основал новую ешиву в городе Шклове. Ядром ешивы стала группа учеников, присланная из Слободки и Слуцка.
Среди ближайших учеников р. Песаха, прибывших с ним из Слуцка, был и юный р. Моше Файнштейн, ставший одним из духовных лидеров следующего поколения знатоков Торы.
С течением времени шкловская ешива р. Песаха стала самой значительной в своем регионе, и число студентов в ней возросло до двухсот.
В 5690-е /1930-е/ годы р. Песах возглавлял крупную общину белорусского города Кобрина, входящего в состав Польши.
Р. Песах Прускин погиб в 5700 /1940/ году, в самом начале второй мировой войны.
Его талмудические исследования, пережившие огонь Катастрофы, были опубликованы в книге Хидушей Рабейну Песах миКобрин («Открытия нашего наставника р. Песаха из Кобрина»).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.