Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидский наставник, один из духовных лидеров евреев Польши

Раби Давид бар Шмуэль Борнштейн (р. Давид из Сохачева; 5636-5703 /1876-1942/ гг.) — хасидский наставник, один из духовных лидеров евреев Польши.

Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод («Маасе Рокеах»), родословная которого восходила к Раши и далее — к царю Давиду.

Правнук выдающегося хасидского праведника р. Менахема-Мендла из Коцка (Сарафа из Коцка) и внук р. Авраама Сохачевера (Авней Незер), основателя хасидского «двора» в г. Сохачеве, возле Варшавы.

Родился в первый день месяца Элуль 5636 /1876/ года.

Изучал Тору и хасидскую традицию под руководством отца, выдающегося комментатора Писания р. Шмуэля из Сохачева (Шем миШмуэль).

По завершении периода ученичества был раввином в г. Вышграде.

В 5686 /1926/ году, после смерти отца, р. Давид сменил его во главе хасидского «двора» в Сохачеве. Позднее он перенес свой «двор» в г. Отвоцк, несколько южнее Варшавы, а затем — в г. Лодзь.

Основал сеть ешив, получивших название Бейт Авраам (Дом Авраама) — в память о его деде.

В 5690-е /1930-е/ годы р. Давид из Сохачева был одним из самых авторитетных хасидских лидеров Польши, и тысячи хасидов приходили к нему за советом и наставлением.

Р. Давид совершил четыре поездки на Землю Израиля, где его семья приобрела значительные земельные участки, — он рассчитывал с течением времени переселиться туда вместе со своими учениками.

После того, как нацисты оккупировали Польшу, р. Давид, которому уже исполнилось семьдесят три года, был заключен в гетто Лодзи и подвергнут там варварскому глумлению и надругательствам. В дальнейшем его перевели в варшавское гетто.

По свидетельству одного из обитателей варшавского гетто, квартира, в которой поселился р. Давид «всегда была полна людьми — среди множества посетителей были ведущие раввины и руководители общины, приходящие к нему за советом». Его дом стал центром, в который поступала информация из различных польских и литовских общин, — в том числе и первые сообщения о массовых убийствах в концлагерях (Бесетер раам с.26,101).

Этот же свидетель рассказывал, что и в гетто р. Давид по-прежнему «занимался изучением Торы и служением Всевышнему, являясь источником силы и мужества для окружающих, — под его духовным влиянием находились группы изучающих Тору в гетто, во главе которых стояли его хасиды» (там же с.101).

На протяжении двух лет в доме р. Давида собирался постоянный миньян. В праздник Суккот 5703 /1942/ года вокруг него объединилось множество варшавян и беженцев из других общин. «Я был приглашен к столу Ребе и участвовал в его трапезе, — вспоминал один из гостей. — В тот Суккот я стал другим человеком, все беды времени отступили — я как будто перенесся в мир, свободный от диктата внешних событий. Все дни праздника Ребе толковал Тору и рассказывал хасидские предания — казалось, что он всецело погружен в жизнь высших миров» (там же с.101,350).

В ту осень, после массовой ликвидации евреев гетто р. Давид сменил квартиру и перешел в подполье.

Р. Давид из Сохачева умер восьмого кислева 5703 /1943/ года в варшавском гетто.

После окончания войны его немногие сохранившиеся толкования Торы были опубликованы в книге, озаглавленной Хасдей Давид («Милости Давида»).

С разрешения издательства Швут Ами

 

Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше