Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар

Раби Авраам бар Ицхак Гродженский (5641-5704 /1881-1944/ гг.) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар.

Его отец, р. Ицхак Гродженский, был учеником р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим) и главой варшавской ешивы Торат Хаим («Учение жизни»).

Авраам учился в ешиве Кнессет Исраэль (Собрание Израиля), расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке, — он стал одним из ближайших последователей духовного руководителя ешивы р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки).

Близко познакомившись с юным Авраамом Гродженским, Хафец Хаим был настолько поражен высочайшим качеством полученного им воспитания, что с восхищением воскликнул: «Я создаю всего лишь книги, а р. Натан-Цви создает людей» (Рав Дов Кац, Тнуат амусар 3, с.235).

В 5665 /1905/ году р. Натан-Цви направил его с группой своих учеников в ешиву г. Телза (Тельшая), охваченную студенческими волнениями.

События Первой русской революции захватили многих еврейских юношей, которые участвовали в революционных митингах и читали нелегальную литературу. Ешива в Телзе была на грани закрытия — р. Авраам вместе со своими товарищами сумел укрепить ее и возродить в ней изучение мусара (там же с.51).

В начале 5670-х /1910-х/ годов р. Авраам стал одним из машгиахов в ешиве Слободки.

Он обладал уникальным даром психолога, умел понять каждого человека и найти верный путь к его сердцу. Исходя из этого, р. Натан-Цви поручил ему индивидуальную работу с учениками: он подолгу беседовал с каждым юношей, пробуждая в его душе стремление к совершенству и тактично помогая справиться с недостатками (там же с.46).

В годы первой мировой войны р. Авраам эвакуировался вместе с ешивой в Минск, а в конце 5676 /1916/ года, когда линия фронта подошла к Минску, — в украинский город Кременчуг.

В Кременчуге беженцы пережили все превратности Гражданской войны, связанные с переходом власти в городе из рук в руки, нападениями различных банд, погромами, эпидемиями и голодом. Однако даже в этот тяжелейший период в стенах ешивы занималось около ста пятидесяти юношей (там же с.59).

В 5681 /1921/ году ешиве удалось покинуть Советскую Россию и вернуться в Литву, ставшую к тому времени независимым государством. Вновь обосновавшись в Слободке, ешива пережила пору расцвета: число учеников возросло до пятисот.

В 5684 /1924/ году, выполняя поручение р. Натана-Цви, р. Авраам отправился в Землю Израиля, чтобы подготовить базу для постепенного перевода значительной части ешивы в город Хеврон. Уже осенью здесь приступили к занятиям первые десять учеников, а после того, как в начале весны 5685 /1925/ года в Хеврон прибыл глава ешивы р. Моше-Мордехай Эпштейн (Левуш Мордехай), р. Авраам вернулся в Слободку.

В течение последующих пятнадцати лет он был машгиахом той половины ешивы, которая осталась в Слободке и сохранила статус одного из мировых центров изучения Торы.

Вместе со своим ближайшим сотрудником р. Ицхаком-Айзиком Шером он создал всемирное объединение выпускников Слободки — в эту организацию, призванную распространять идеи движения Мусар, вошло более тысячи человек (там же с.88).

С началом нацистской оккупации Литвы все преподаватели и ученики ешивы были заключены в гетто, созданное в Слободке.

В одном из бомбоубежищ р. Авраам продолжал регулярные занятия с учениками, изучая с ними такие сложнейшие проблемы еврейского мировоззрения, как стойкость в вере и упование на Всевышнего, — он учил их принимать страдания, не утрачивая любви к Творцу. На своих уроках он постоянно подчеркивал, что собственные несчастья не должны застилать глаза: необходимо видеть страдания других евреев и помогать им устоять в испытаниях (Гдолей адорот).

Ученики р. Авраама рассказывали, что еще в годы молодости он «в течение нескольких лет работал над выражением своего лица, добиваясь того, чтобы оно излучало свет». Его лицо светилось улыбкой вопреки любым трагическим обстоятельствам: ведь он рано овдовел, оставшись один с многочисленными детьми, младшим из которых был грудной младенец. Это выражение лица стало настолько естественным для него, что и «в гетто, под жесточайшим гнетом, он всегда освещал каждого человека своей улыбкой» (Рав Шломо Волбе, Алей шур 2, с.201).

В гетто постоянно проходили массовые «ликвидации», и понятно, что одной из основных тем на его занятиях была заповедь кидуш Ашемосвещения Имени Б-га мученической смертью от рук ненавистников еврейского народа. Р. Авраам учил, что само пребывание в гетто является высшей формой такого самопожертвования. «Пожертвовать собой, прыгнув в огонь, — писал он, — гораздо легче для человека, чем медленно идти на костер, — ведь прыгнуть в огонь можно под влиянием минутного вдохновенного порыва, в то время как долгая дорога к костру оставляет достаточно времени для раздумий» (Торат Авраам с.17).

В дни, когда нацисты начали операцию по окончательному уничтожению евреев Слободки, р. Авраам находился на излечении в больнице гетто. Нацисты сожгли здание клиники вместе со всеми больными и медицинским персоналом (Гдолей адорот).

Р. Авраам Гродженский погиб в 5704 /1944/ году, освятив своей смертью Имя Всевышнего.

После окончания войны его сохранившиеся статьи и записи бесед на темы мусара были собраны в книгу, названную Торат Авраам («Учение Авраама»).

 

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.