Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Польша, Алия, Рав Александр Кац
Раби Элазар бар Шмуэль-Шмелка из Брод (р. Элазар Рокеах; умер в 5502 /1741/ г.) — законоучитель и кабалист.
В течение многих лет был раввином в ряде польских общин — в том числе, в Бродах и Кракове.
В 5495 /1735/ году его пригласили возглавить ашкеназскую общину города Амстердама, который называли «голландским Иерусалимом».
Прием, оказанный новому раввину в день его прибытия, был настолько торжественным и почетным, что в память об этом событии амстердамские городские власти отчеканили особые серебряные монеты, украшенные профилем р. Элазара.
В 5500 /1740/ году в Амстердаме вышло в свет основное произведение р. Элазара — кабалистический комментарий на все шесть разделов Мишны, названный Маасерокеах (Изделие изготовителя благовоний).
Название его книги навеяно заглавием законодательного свода Рокеах (Изготовитель благовоний), принадлежащего перу выдающегося средневекового кабалиста р. Элазара из Вормса (см.), — этой перекличкой названий автор подчеркивал непрерывность сокровенной традиции, передаваемой по цепи поколений — из уст в уста.
В последующих поколениях название книги слилось с именем автора, вошедшего в историю еврейской мысли как р. Элазар Рокеах.
Летом 5501 /1741/ года, решив провести остаток своих дней на Святой Земле, р. Элазар покинул Европу. В дни праздника Суккот он достиг Земли Израиля и поселился в старинном центре изучения кабалы г. Цфате.
Р. Элазар Рокеах умер в Цфате в 5502 /1741/ году — в шабат, когда читается недельная глава Берешит. В соответствии с завещанием, он был похоронен в Хевроне.
Его прямым потомком был р. Сар-Шалом из Белза (см.), основатель движения «хасидей Белз».
с разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.