Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Менахем-Мендл бар Арье-Лейбуш Моргенштерн из Коцка (Коцкер Ребе; Сараф из Коцка; 5547-5619 /1787-1859/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Родился в польском городке Кальварьи, южнее Кракова.
Учился у прославленных хасидских цадиков р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина) и р. Яакова-Ицхака из Пшисхи (Аид Акадош), однако основным его наставником был р. Симха-Буним из Пшисхи.
После женитьбы в течение нескольких лет продолжал свои занятия Торой в г. Томашуве — он приобрел обширные познания в законодательной части Торы и в кабале.
В 5587 /1827/ году, после смерти р. Симхи-Бунима из Пшисхи, большинство хасидов Пшисха признали своим новым наставником к р. Менахема-Мендла — и перебрались к нему в Томашув. Позднее он перенес свой «двор» в г. Коцк.
Среди тысяч его хасидов было много одаренных молодых людей, которых, подобно магниту, притягивала его необычная и яркая личность (в кругах хасидов его называли Сараф миКоцк — Огненный ангел из Коцка). Р. Менахем-Мендл отличался выдающимся даром аналитика, редкостной интеллектуальной бескомпромиссностью, прямотой и искренностью характера. Язык его поучений блистал афористичной краткостью и точностью математических формул. Сараф из Коцка поражал учеников эвристической парадоксальностью своего видения реальности.
«Где обитает Б-г?!» — спрашивал он у своих хасидов. «Разве есть какое-то определенное место? — недоумевали ученики. — Ведь весь мир наполнен Его присутствием!». «Б-г обитает только там, куда Его допускают», — отвечал он на свой вопрос.
Он говорил: «Воскресить умершего гораздо легче, чем воскресить живого к подлинной жизни!».
В кругу его ближайших учеников особенно выделялись р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим), р. Ханох-Эних из Александра и р. Авраам из Сохачева (Авней незер), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Европы.
Коцкер Ребе еще более сблизил хасидизм с литовской традицией. Он высоко превозносил комментарии и заметки Виленского Гаона, отдавая должное их беспрецедентной глубине и лаконичности изложения.
Последние двадцать лет жизни Коцкер Ребе провел затворником в своей комнате, посвящая все свое время сосредоточенной духовной работе.
Р. Менахем-Мендл, Сараф из Коцка, был призван в Небесную Ешиву двадцать второго швата 5619 /1859/ года.
Большинство его хасидов перешло к его ученику р. Ицхаку-Меиру Алтеру, родоначальнику гурского направления в хасидизме.
С разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.