Польша в течение многих веков была для евреев второй родиной. Здесь жили и работали великие мудрецы Торы, а знаменитые ешивы сделали Польшу центром еврейской духовной мысли в 16-м веке, но после восстания Богдана Хмельницкого общинная жизнь в Польше в полной мере не восстановилась — и окончательно была уничтожена в годы Второй мировой войны.
Оглавление
Полин: «по-лин» [↑]
Польша заселялась евреями постепенно, и зависело это, в основном, от изгнаний из близлежащих стран. Уже населенная с конца XI в. чешскими и германскими евреями, бежавшими от крестовых походов, в XIV веке Польша приняла еврейских изгнанников из Германии и Венгрии, в XV — из Австрии, Испании и Португалии, в XVII — снова из Венгрии, в XIX — из Москвы и Киева.
Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух слов на иврите — по — «здесь» и лин — «переночуй», решив, что «здесь» будет отдых и покой.
Так оно и было какое-то время. С тех пор как в 1264-м году граф Болеслав из Калиша пожаловал евреям особый статус, они стали подчиняться непосредственно графу, а он запретил причинять вред евреям и их имуществу и возводить на них обвинение в ритуальном убийстве.
Достаточно долгий период польские правители считались относительно терпимыми к евреям, что способствовало появлению одной из крупнейших в Европе еврейских общин. Община Кракова существует с XIII века, Львова, Сандомира и Познани — с XIV в.
Положение евреев в Польше то ухудшалось (например, под влиянием торговцев-католиков, видевших в евреях конкурентов), то вновь становилось лучше (например, с приходом к власти литовского князя Казимир IV в середине XV века, который вывел евреев из-под юрисдикции католического суда и пожаловал им внутреннюю автономию).
Польские евреи, как их собратья по вере других европейских стран, также страдали от возведенных на них кровавых наветов. Так, в XVI веке евреев обвинили в том, что они, якобы, выносят освященный хлеб из церкви и протыкают его. Под пытками вырывались признания, следовали казни «виновных»…
Кагал и Cовет четырех земель [↑]
В Польше евреям удалось построить сильную систему самоуправления. У них был самостоятельный управляющий орган — совет, состоявший из раввинов, судей и наиболее уважаемых членов общины. Этот совет (он назывался кагал) имел полную власть над общиной, и в его руках находились больницы, похоронные братства, касса с деньгами для помощи бедным (цедака), все учебные учреждения, сборы налогов, а также чрезвычайные сборы денег.
Кроме того, польские власти позволили создать советы каждой области, а потом и объединенный совет — Ваад — всех четырех земель, из которых тогда состояла Польша.
После присоединения к нему литовских общин он стал называться «Ваад пяти земель». Этот совет получил право сбора налога со всего польского еврейства. Он распределял выплаты между общинами, в зависимости от их экономического положения.
В члены Ваада избирались самые уважаемые раввины, которые в своих письменных ответах на алахические вопросы и в своих книгах определили Закон на многие поколения. Благодаря деятельности Ваада вся жизнь польского еврейства управлялась законами Торы, что привело евреев Польши в XV — XVI веках к духовному расцвету.
Расцвет еврейской духовной мысли в Польше [↑]
Ешивы, хейдеры, книгоиздательства — всё это было в польских городах в достатке. Даже перечислить названия всех ешив и имена всех выдающихся раввинов этого периода невозможно в рамках этой статьи.
В начале XVI века главным раввином Кракова и всей Малой (юго-западной) Польши был назначен Раби Яаков бар Йосеф Поляк. Он основал там ешиву, которая сделала из Кракова новый центр Торы для всей Европы.
Наиболее выдающимся из его учеников был Раби Шалом бар Йосеф Шахно, ставший духовным лидером следующего поколения мудрецов Польши и главным раввином Люблина. За сорок лет руководства ешивой р. Шахно подготовил несколько поколений знатоков Торы, за что его называли «наставником всех евреев диаспоры».
Наиболее выдающимся из его учеников был его зять Раби Моше бар Исраэль Исерлис (Рамо), автор книги Мапа («Скатерть»). Рамо занимался также изучением кабалы, философии и астрономии. Был даяном (судьей) Кракова, потом — главным раввином, а также основал в этом городе ешиву.
Нельзя не упомянуть также Раби Меира бар Гедалью (Маарама из Люблина) — выдающегося законоучителя, комментатора и преподавателя Талмуда. Его основным произведением стала книга Меир эйней хахамим (Дающий свет очам мудрецов).
Шла аКадош — раби Йешая бар Авраам Алеви Гурвиц — был одним из талантливейших учеников Маарама из Люблина. Этот духовный лидер ашкеназских евреев, мыслитель и кабалист, написал книгу Шней Лухот аБрит (Две скрижали завета), был раввином Дубно, Острога, а затем возглавлял еврейские общины Познани, Кракова, Вены, Праги — пока не принял решение переселиться в Землю Израиля.
Сын и ученик Шла аКадош — Раби Шабтай-Шефтель бар Йешая Гурвиц — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения, возглавил ешиву в Праге, потом — раввинский суд и ешиву во Франкфурте-на-Майне, а затем — в Познани, а также принимал активное участие в работе Совета четырех земель.
После смерти Маарама из Люблина главным раввином этого горда стал Раби Шмуэль-Элиэзер бар Йеуда Алеви Эйдельс (Маарша) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда, перед этим возглавлявший ешиву в Познани и общину г. Хелма.
В последний период жизни он возглавлял общину г. Острог — одну из крупнейших польских общин того времени (она была вдвое больше общины Люблина) и создал там ешиву. Главный труд Маарша — комментарий к большинству трактатов Талмуда.
Трагедия 1648 года [↑]
К середине XVII века в Польше проживало около 300 тысяч евреев. После Познанского собора 1642 г., на котором были приняты постановления, запрещавшие евреям иметь христианскую прислугу, открывать лавки в дни христианских праздников, брить бороды христианам, лечить их, а также гулять по улицам за пределами еврейских кварталов, положение евреев начало ухудшаться. По городам прокатились погромы. Особенно страдали от антисемитизма евреи восточных областей, где православные возомнили евреев своими главными угнетателями.
В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Оно переросло в русско-польскую войну 1654—67 гг. и сопровождалось массовым истреблением евреев не только в украинских городах, но и в Польше, Литве и Белоруссии. Прежде чем убить, казаки долго пытали свои жертвы. Евреи бежали в крепости, но не все крепости устояли.
В Немирове с дикой свирепостью ворвались казаки в город, убивая и евреев, и поляков, 6 тысяч евреев погибло в тот день — 20 сивана 5408 (1648) года. Этот день отмечался постом во многих польских и литовских общинах.
Город за городом попадал в руки диких полков. За лето 1648 года были убиты десятки тысяч евреев, уничтожены сотни общин. Большинство евреев отказались изменить своей вере ради спасения жизни, и только немногие приняли православие.
После ухода русских шведский король Карл X ворвался в Литву и Польшу. Поляки обвинили евреев в том, что они, якобы, вошли в союз со шведами и выплатили им большую сумму денег. В Ланчике и в Калише поляки вырезали большинство евреев. Одновременно казаки перебили евреев Люблина и сожгли там синагогу со всеми молящимися.
Сложно сказать, сколько евреев погибло в Польше и на Украине в те годы, историки называют разные цифры — от десятков тысяч до сотен тысяч. Как бы то ни было, 1648 год стал для евреев Польши годом страшной трагедии и невосполнимых утрат.
Конец «золотого века» [↑]
После смерти Хмельницкого и после заключенного мира со Швецией войны и убийства прекратились — но «золотой век» евреев в Польше уже возвратить было нельзя. Многие евреи бежали в Германию, Голландию и Италию.
Трагедия 1648 года подорвала гражданские и экономические основы польской общины. Упал и авторитет Ваада Четырех Земель. Евреи страдали от беспрерывных войн, кровавых наветов, антисемитских постановлений католической церкви. Череда бед и преследований продолжалась вплоть до прекращения существования Польского королевства.
XVIII век в Польше отмечается идейным брожением: польские евреи были захвачены сектантством, саббатианцы и франкисты увлекали за собой людей — пока, в конце концов, не приняли крещение и полностью отделились от еврейского народа.
С другой стороны, в этом же столетии среди польско-украинских евреев развивалось основанное Бааль Шем Товом движение хасидизма. В Польше хасидизм берет свое начало от Раби Элимелеха из Лиженска, четыре лучших ученика которого основали свои собственные хасидские дворы: Люблинский провидец, Ребе из Кожниц, Ребе из Апт и Ребе Менахем Мендл из Риманова. Некоторые из их учеников, в свою очередь, стали основателями собственных династий.
XIX век в Польше [↑]
Начиная с 1815-го года большая честь территорий Польши стали принадлежать России, которая провозгласила там образование Царства Польского. Между тем часть территорий (вместе с проживающими там евреями) отошли к Австрии, Галиции, Пруссии и Селезии.
Хотя в середине XIX века в Царстве Польском проживало около 430 тысяч евреев, общинная жизнь распадалась: кагал был упразднен, «миснагеды» враждовали с хасидами, вместе они пытались бороться с маскилим — «просвещенными» евреями.
Одним из духовных лидеров той эпохи был Раби Акива бар Моше Гинз (р. Акива Эйгер; 5522-5598 /1761-1837/ гг.). Этот выдающийся законоучитель возглавил крупную общину города Познани, при разделе Польши вошедшего в состав Пруссии, и возродил там работу своей ешивы. Из многих общин Европы обращались к нему за решением спорных вопросов. Его респонсы и аналитические заметки к Мишне, Талмуду и Шулхан Аруху изучаются по сей день.
Его ближайший ученик р. Исраэль Лифшиц (Тиферет Исраэль) стал выдающимся законоучителем и комментатором Мишны, раввином в городе Вронки (который тоже отошел к Пруссии), а позже — Гданьска.
Между двумя войнами [↑]
В послереволюционной России еврейская жизнь была почти полностью уничтожена, и на некоторое время Польша и Литва стали духовным средоточием мирового еврейства. В ешивах Слободка, Мир, Поневеж, Каменец, Радин, Тельше, Клецк и Люблин учили Тору евреи литовского направления. Вместе с тем, были сильны хасидские направления: Гур, Бельз, Бобов, Мункач, Сатмар, Вижниц, Спинка и другие.
Ребе из Гур создавал в Польше сотни религиозных школ. У Ребе в тот период было столько хасидов, что национальной польской железной дороге было выгодно построить специальную ветку из Варшавы в Гура (Колвария).
Один из ведущих раввинов того времени и основатель ешивы Хахмей Люблин — Рав Меир Шапиро из Люблина — призывал к созданию новых ешив. Именно в те годы он ввел идею Даф Йоми — ежедневного изучения всеми евреями одно и того же листа Талмуда. Сегодня в этой программе участвуют повсеместно десятки тысяч евреев по всему миру!
Другой всемирный еврейский проект также зародился в Польше между двумя мировыми войнами, когда Сара Шнирер создала систему школ для девочек в Кракове, что произвело революцию в традиционной еврейской жизни. Система религиозных школ «Бейт Яков» сегодня процветает в Израиле, и в США.
Выдающийся законоучитель и педагог, один из самых авторитетных законоучителей поколения, Раби Дов-Бериш бар Яаков Вайденфельд (Гаон из Чебина) — в период между двумя войнами возглавил общину Чебина и основал там ешиву, привлекшую много учеников.
Вторая мировая война и Катастрофа [↑]
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939-го года с вторжения в Польшу, которая сдалась гитлеровской Германии быстро и безоговорочно. Через три недели боевых действий западную часть Польши заняла Германия, а в восточную устремилась Красная Армия.
Во всех польских и литовских ешивах: Мир, Каменец, Клецк, Люблин, Любавичи, Гродно, Новардок, Барановичи, Пинск — продолжались занятия, хотя всем было ясно, что опасность неминуема. Но как только в начале октября 1939-го года стало известно о том, что город Вильно, находящийся на занятом Красной Армией севере Польши, будет присоединен к соседней нейтральной Литве, — тут же все ешивы двинулись в Вильно. Потом, после оккупации этого города в июне 1940-го года Красной Армией, раввинов и их учеников ждал долгий путь: из Литвы через Владивосток и Японию в Шанхай. Им было уготовано спасение от Катастрофы.
А тем временем, сотни тысяч евреев Польши принимали участие в боях с немецкой армией, более 30 тысяч из них погибли, более 60 тысяч — попали в плен, большинство из них не вернулось.
С первых дней оккупации начался грабеж еврейской собственности и аресты. Сначала — всех военнообязанных евреев и поляков, потом уже всех подряд евреев. Часто арестованных загоняли в помещения, которые затем поджигали. Расправы над евреями сопровождались жестокими издевательствами — как над людьми, так и над священными книгами. Часть евреев были отправлены в лагеря в Венгруве, Ломже и Томашуве-Мазовецком, часть — на работы в Германию.
Большая часть еврейского населения Польши сразу оказалась в оккупированных немцами районах, меньшинство попало в советскую зону оккупации. Некоторые польские евреи смогли бежать в Землю Израиля, США, Южную Америку, Китай в первые месяцы оккупации, когда нацистские власти еще частично разрешали еврейскую эмиграцию.
К середине 1941 г. почти все евреи Польши были сконцентрированы в гетто. В каждом из них немецкие власти назначали юденрат (еврейский совет), который в большинстве гетто много делал для обеспечения населения продовольствием, медицинской и социальной помощью. В других гетто юденрат, наоборот, сотрудничал с нацистами.
Конечно, все синагоги были закрыты, но евреи продолжали собираться для молитв и обучения в ешивах и религиозных школах (хейдерах) — делая это тайно. Известно, например, что в Варшавском гетто действовало до 500 подпольных миньянов.
В 1942 г., когда был утвержден план «окончательного решения» еврейского вопроса, Польша стала базой для лагерей смерти. Уже в начале года в Бжезинку (Освенцим-2 или Биркенау), Белжец, Майданек, Собибор, Треблинку стали доставлять евреев со всей Европы. В одном только Освенциме-Биркенау ежедневно уничтожалось в газовых камерах по 20000 человек.
Те гетто, из которых евреи были депортированы, — ликвидировались один за другим. Еврейские районы Люблина, Кракова, Радома, Ченстохова, Варшавы, Белостока были полностью «очищены от евреев». Из 3,3 млн. евреев Польши войну пережило около 380 тыс. человек, причем 70% из них — были те, кто бежал в первые дни оккупации в СССР и другие страны.
Современная Польша и евреи [↑]
После войны большинство из спасшихся евреев приняли решение об эмиграции из Польши в воссозданное Государство Израиль, США или в Южную Америку. Большую роль в этом решении сыграли еврейские погромы 1945—1946 года, например, в Кельце, Радове и Кракове. Те, кто остался, были вынуждены эмигрировать в конце 60-х годов, под давлением антисемитской кампании.
После падения коммунизма в Польше в 1989 году те, кто были польскими гражданами перед второй мировой войной или потеряли гражданство в период коммунизма, получили возможность его восстановить.
В некоторых польских городах в настоящее время есть действующие синагоги: в Варшаве, Кракове, Замосце, Тыкоцине, Кельце, Гура Калаварии. В старейшей синагоге Польши (начала XV века), которая находится в Кракове, расположился еврейский музей.
Знаменитая на всю Европу ешива «Хахмей Люблин», основанная равом Меиром Шапиро, была отремонтирована и вновь открыта в 2007-м году.
Сложно сказать, сколько евреев проживает в современной Польше. В семи зарегистрированных религиозных общинах числится около 5 тысяч членов. Еще примерно столько же причисляют себя к евреям, но ведут светский образ жизни. А от 100 до 300 тысяч граждан Польши имеют еврейские корни, но никак не связаны с иудаизмом или еврейской культурой — и, опасаясь антисемитизма, скрывают свое происхождение.
Польша уже сыграла в жизни евреев свои две главные роли: она стала местом нашего благоденствия и духовного расцвета в XVI веке — и местом массового уничтожения в XX веке. В эпоху же перед приходом Машиаха, как было предсказано пророками, все евреи собираются на Святой Земле, которая является истинным центром еврейской духовности.