Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Иерусалим, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Гилель-Моше бар Цви-Гирш Гловштейн (5594-5668 /1834-1907/ гг.) — один из духовных лидеров хасидской общины Йерушалаима.
Потомок (в двенадцатом поколении) прославленного кабалиста р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош), автора книги Шней Лухот аБрит («Две скрижали завета»).
Родился в польском городе Белостоке.
Учился у выдающегося хасидского наставника р. Менахема-Мендла из Коцка (Сераф из Коцка), а после его смерти — у духовного главы хасидов Хабада р. Менахема-Мендла из Любавичей Цемах Цедека.
В 5629 /1869/ году прибыл в Йерушалаим.
Занимался в ешиве кабалистов Бейт Эль.
Он поселился в квартире, где когда-то жил один из глав этой ешивы р. Сар-Шалом Шараби, — и святость места накладывала отпечаток на весь строй его жизни в Йерушалаиме.
Каждое утро он начинал изучать очередной трактат Талмуда — и не прерывался на еду до тех пор, пока не завершал весь трактат. И лишь тогда, в предвечерние часы, он устраивал сеудат-мицва — праздничную трапезу по случаю окончания трактата. Таким образом, каждая его еда была связана с выполнением заповеди (Гдолей адорот).
Его хаврутами (партнерами по совместным занятиям Торой) были ведущие мудрецы Йерушалаима, такие, как р. Йеошуа-Лейб Дискин (Маарил Дискин) и р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим.
Р. Гилель-Моше особенно остро ощущал святость Йерушалаима и Храмовой горы. В 5631 /1871/ году он организовал постоянный миньян (собрание десяти взрослых евреев) для послеполуденной и вечерней молитв у Стены Плача.
Изо дня в день к Стене Плача приносили скамьи для молящихся стариков, а перед шабатом — свиток Торы, а также стол и лампаду. Этот миньян он поддерживал, вопреки всем препятствиям, в течение сорока лет (а затем эту миссию принял на себя его сын).
Р. Гловштейн организовал группы по изучению законов храмового служения — эти группы занимались у Стены Плача, у могилы праматери Рахели и у пещеры, в которой был похоронен первосвященник Второго Храма Шимон Ацадик (Шимон Праведный) (Везэ шаар ашамаим с. 252, 348).
Р. Гилель-Моше Гловштейн умер двадцать четвертого хешвана 5668 /1907/ года во время посещения Хеврона, и там похоронен.
Его толкования Торы собраны в книгу Тфила леМоше («Молитва Моше»).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).