Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Хеврон, Алия, Рав Александр Кац, Сефарды
Раби Йосеф-Рефаэль бар Хаим Хазан (5501-5581 /1741-1820/ гг.) — один из духовных лидеров поколения, Ришон леЦион (главный сефардский раввин Йерушалаима).
Родился в турецком городе Измире.
В возрасте двадцати девяти лет стал даяном в раввинском суде Измира, где занимался преимущественно разрешением имущественных тяжб.
В 5550 /1790/ году пятидесятилетний р. Хазан стал главным раввином Измира и занимал этот пост в течение двадцати лет. За эти годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей поколения — к нему обращались за решением спорных вопросов из многих общин Турции, Балканского полуострова и даже Земли Израиля.
Еще в 5547 /1787/ году р. Хазан выпустил первый том своего обширного комментария на кодекс Шульхан арух. В этот комментарий, озаглавленный Хикрей лев(Помыслы сердца), он включил свои многочисленные респонсы и псаки (законодательные решения). В 5573 /1813/ году в типографии г. Салоников вышли в свет все восемь томов книги Хикрей лев, подводящие итог этому периоду его деятельности.
В 5575 /1815/ году, на семьдесят пятом году своей жизни, р. Хазан переселился в Землю Израиля и обосновался в Хевроне, рассчитывая посвятить остаток дней сосредоточенным занятиям Торой. Он был избран главным раввином города.
В Хевроне он был поражен нищетой, царящей в еврейской общине. «Мое сердце изнывало при виде того, как нищета преследует людей, живущих в Хевроне, — писал он в одном из своих респонсов. — …В городе нет никакой возможности заработка, и в особенной нужде живут мудрецы, посвятившие себя изучению Торы» (Гдолей адорот).
В 5578 /1818/ году р. Хазан был приглашен в Йерушалаим и избран главным раввином сефардской общины святого города.
В месяце ияр 5578 /1818/ года старейшины и ведущие раввины Йерушалаима прибыли в Хеврон, чтобы известить р. Хазана об его избрании. В сопровождении этой почетной свиты он прибыл в Йерушалаим, и все еврейское население города с ликованием вышло ему навстречу — такого приема не удостаивался прежде ни один из мудрецов (Везэ шаар ашамаим с. 194).
В полном соответствии с присвоенным ему титулом Ришон леЦион (Первый в Сионе) р. Хазан стал общепризнанным духовным лидером всех евреев Святой Земли — его законодательным решениям подчинялась даже цфатская община последователей Виленского Гаона.
«Его мнение принимают все знатоки Торы, — писал о р. Хазане р. Исраэль из Шклова, возглавлявший общину Цфата. — И наша ашкеназская община тоже следует его голосу, ведь он глава всех сыновей Израиля».
Р. Йосеф-Рефаэль Хазан, Ришон леЦион, умер двадцать второго хешвана 5581 /1820/ года — в возрасте восьмидесяти лет. Похоронен в Йерушалаиме на Масличной горе.
В 5613 /1853/ году в Салониках вышел в свет дополнительный том книги Хикрей лев, включающий респонсы, составленные р. Хазаном уже на Земле Израиля.
Его сын, р. Давид Хазан (5551-5629 /1791-1869/ гг.), также возглавлял сефардскую общину Йерушалаима и был удостоен титула Ришон леЦион. Другой его сын, р. Элияу Хазан, возглавлял общину Измира.
Его внуком был выдающийся кабалист и законоучитель, главный раввин Измира, а затем и всей Турции р. Хаим Фаладжи.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»